После того, как во время выступления на церемонии American Music Awards Адам Ламберт поцеловал своего клавишника, разразился невиданный скандал. Хотя уже тогда многие подозревали, что этот поцелуй станет историческим - что в конечном итоге и произошло. Буря, поднятая американскими СМИ всех видов и сортов, в том числе и медиа, ориентированными на ЛГБТ, заставила задуматься о многих вещах и проанализировать обстановку с самых разных позиций.
Многие представители музыкальной индустрии, включая самого Ламберта, недоумевали, почему пресловутый поцелуй стал "главной темой заголовков" и оставался таковой как минимум в течение полутора месяцев. Ведь певец, ставший благодаря своему вокалу и сценической харизме сенсацией прошлогоднего сезона конкурса "Американский идол", еще в начале карьеры заявил, что он - открыто гомосексуальный, а не просто открыто сексуальный человек. В конце концов, многие певицы - совершеннейшие натуралки, - поступали аналогичным образом, и на телевидении это демонстрировалось без купюр в течение долгих лет. Но, в отличие от Бритни и Мадонны, чей провокационный поцелуй вызвал бурю аплодисментов, на Ламберта вылились тонны газетных помоев. Потому что когда речь заходит об открытой мужской гомосексуальности на сцене, выясняется: ее вроде бы и не существует в природе. По крайней мере, в Америке подобных вещей до сих пор не происходило: мужчина, целующий мужчину у всех на глазах, во время выступления на музыкальной церемонии, которую смотрит вся страна.
К чести Ламберта следует отметить, что шторм он мужественно выдержал, неоднократно заявляя, что извиняться ни перед кем не собирается, поскольку ничего плохого не сделал. А когда скандал поутих, выяснилось, что, несмотря на негативную критику, он по-прежнему остается "горячим голливудским товаром": число его поклонников продолжает расти, его дебютный альбом "For Your Entertainment" в течение двух месяцев обрел золотой статус в Америке и Канаде, кроме того, программу ему посвятила сама Опра Уинфри! Параллельно с этим вспоминались полторы тысячи жалоб, которые телеканал АВС, транслировавший церемонию со "скандальным поцелуем", получил от возмущенных телезрителей. И все это заставило обозревателей взглянуть на происходящее сквозь призму новаторства, ведь Ламберт стал первым на американской сцене мужчиной, который совершил камин-аут еще до того, как записал первую пластинку, - и при этом не утратил популярность. Поспособствует ли его успех тому, что большее количество музыкантов - геев и лесбиянок - выйдут из своих "шкафов"? Или гомосексуальное клеймо по-прежнему останется препятствием на пути к достижению вершин в карьере?
Гей-певец
"Я не хотел отрицать того, что я - гей, - потому что это было бы неправдой, а врать - не в моих правилах, - сказал Ламберт Опре во время ее шоу. - Но навешивать на себя ярлыки я тоже не хотел, потому что понимал: этот ярлык приклеится ко мне надолго".
"То есть, все будут говорить о тебе: вот он, гей-певец?" - переспросила Опра.
"И именно это сейчас обо мне говорят! - ответил Адам. - Я часто читал статьи о себе, в которых писали: "Открытый гей-певец Адам Ламберт!" То есть, слово "гей" предшествовало слову "певец", но гей - это не моя профессия и не определяет меня как человека".
Как уже говорилось, оценки выступления Ламберта на церемонии АМА были разными: кто-то отнесся к этому позитивно, кто-то клеймил его позором, кто-то пытался полоскать его грязное белье, кто-то недоумевал, почему менеджмент Адама не заставит его хоть как-то завуалировать свою гомосексуальность. А самое интересное, что отчаянная критика в адрес Ламберта неслась и от представителей самого гей-сообщества, точнее - консервативной его части, которая осталась очень недовольна тем, что Адам "позволил себе не понравиться гетеросексуалам". Ведь в последнее время в Америке многие геи избрали интересную стратегию: чтобы понравиться большинству, они под него старательно подделываются - только бы, не дай боже, не оскорбить его своей ориентацией. Может быть, тогда большинство нас примет, рассуждают они.
Об этом взялась разглагольствовать и певица Кристин В., гей-икона клубной музыки, которая, не комментируя ни сам перформанс Адама, ни "свою тысячу друзей-геев", о которых она так часто упоминает, сообщила: "Эти люди с трудом добились того, чтобы сделать карьеру, завоевать устойчивое положение в обществе и не сталкиваться с набившими оскомину стереотипами о том, что геи - сексуально озабоченные извращенцы. Они не выставляют свои "тайные гей-стороны" на всеобщее обозрение, и тем более - по национальному телевидению. Они не пускают в эту сферу родителей. И они обиделись, посчитав поведение Ламберта несоответствующим".
Надин Хаббс, профессор из университета Мичигана, которая посвящает себя исследованиям женского движения и поп-культуры, отметила, что критику в адрес Ламберта, прозвучавшую со стороны представителей ЛГБТ, можно назвать словом "гомонормальность". Это - целая тенденция, в соответствии с которой геи и лесбиянки, стремящиеся к увеличению количества юридических прав, пытаются "подстраиваться под нормальных". "Но любое меньшинство все равно останется меньшинством, несмотря на все потуги выглядеть максимально респектабельно, - сказала она. - Вот почему эти люди так нервно реагируют на всё, что выходит за рамки этой респектабельности, и обрушиваются на любого члена сообщества, который позволяет себе нечто провокационное. Их тактика ломается, если они видят, как один из них не пытается скрыть свою сексуальность". В данном случае не гомосексуальность, а именно сексуальность. Ты можешь быть открытым геем, но вести себя при этом исключительно "прилично" - так, как ведут себя правильные гетеросексуалы, - не "оскорбляя их действием". Стоит тебе поцеловать на сцене парня, как ты становишься проклятым, потому что этот поцелуй пришелся не по вкусу натуралам. Вопрос: зачем же тогда совершать камин-аут?
Чужой среди своих
Джон Гилл, автор книги "Гей-звук: мужская и женская гомосексуальность в музыке 20-го столетия", объясняет: Ламберт действительно стал чужим среди своих, подвергаясь критике представителей обоих лагерей. С другой стороны, в американской музыке подобного еще никогда не случалось: у Ламберта - огромное количество поклонников всех полов, возрастов и ориентаций, которые приняли его с распростертыми объятьями, несмотря на признание в гомосексуальности на старте карьеры. Это - прецедент, потому что похвастаться таким успехом до сих пор не мог ни один исполнитель, пришедший в музыкальную индустрию как открытый гей.
"Его предали анафеме гей-активисты, которые были бы счастливы, если бы все геи носили исключительно строгие костюмы и громогласно ханжествовали в адрес "сексуальных извращений", - утверждает Гилл. - Вероятно, эти люди жили на Марсе, когда в течение последних двадцати лет из "шкафов" выходили такие личности как Элтон Джон и Pet Shop Boys, когда об этом открыто заявил Майкл Стайп из R.E.M., когда все гей-СМИ носились с Моррисси, который, правда, до сих пор хранит свою ориентацию в тайне".
Давайте рассмотрим этот ламбертовский блиц-криг в историческом контексте. Когда о нем беседовали со множеством обозревателей, они вспоминали имена очень известных музыкантов, не побоявшихся заявить о своей гомосексуальной ориентации - и при этом пользующихся популярностью. Элтон Джон, Джимми Саммервиль, Бой Джордж, Erasure... Все это так. Дьявольская разница заключается в том, что ни один из них - даже Бой Джордж, о половой принадлежности которого долго велись споры, - не начинал карьеру в статусе открытого гея. Кроме того, все перечисленные музыканты родом из Великобритании, где к подобным вопросам изначально относились гораздо более терпимо, а американцы сквозь пальцы смотрели на "чудачества" англичан.
"Никогда прежде американец, который начал свой путь в шоу-бизнесе как открытый гей, не достигал таких успехов в хит-парадах, - утверждает Луи Небур, профессор-культуролог из университета Невады. - И здесь он - настоящий первопроходец. Потому что в США сложился стойкий, годами выработанный стереотип: чувак, играющий рок-н-ролл - это такой сугубо американский чувак, настоящий мачо. Если то же самое делают англичане - пожалуйста. Тем более, что занимаются они по большей части не гитарной музыкой, а синти-попом, или являются представителями так называемой новой волны. Но не трожьте наш американский рок-н-ролл! Ламберт - угроза идеям американской мужественности, разрушающий этот стереотип на корню".
Adam Lambert - "Whataya Want From Me"