Александр Бард, продюсер Vacuum и Army of Lovers, социолог, философ, советник правительства и гей-икона, выступил в Москве со своей новой группой Bodies Without Organs. Перед этим он поговорил с корреспондентом "Газеты.Ru" о клише, киче и кемпе.
- Правда, я был им некоторое время. Но что гораздо интереснее, я советник правительства Эстонии. Эстония - очень интересная страна. В ней самое молодое правительство в мире. Они предприняли фантастические экономические реформы, которые оказали положительное влияние на страну. Сейчас это самая быстрорастущая экономика в мире, быстрее Китая. Они обожают новые технологии и используют их самыми креативными способами.
- А что вы советовали?
- Я работал в Стокгольмской школе экономики, а в этом случае вам непременно приходится рано или поздно работать на правительство. В Школе я преподавал интернет-социологию, использование новой технологии в общественных отношениях. Я написал об этом две книги, сейчас выйдет третья, а первая сейчас переводится на русский. Это моя вторая работа.
- А сколько же у вас всего постоянных работ?
- У каждого из нас в группе Bodies Without Organs по два призвания в жизни. Марина - арт-дилер, Мартин учится на инженера, а я пишу книги. У нас есть интеллектуальная работа и эмоциональная работа.
Мы любим поп-музыку, это нас забавляет. Мы любим использовать новые технологии - например, интернет, ноутбуки, компьютерные программы. Обычным способом играть ее было бы скучно. Но мы любим именно поп-музыку, классические песни.
- Как можно использовать интернет в поп-музыке?
- Когда мы записывались в студии, мы каждую скрипку, каждую ноту фортепиано записали живьем. А потом обработали это все на компьютере, и получился очень необычный звук - в нем есть акустическое чувство, но, тем не менее, он совсем другой. А когда мы выступаем на сцене, то мы используем звуки из нашей медиатеки, которая находится в Стокгольме, к ней мы подключаемся по интернету - для этого достаточно обычной выделенной линии.
Проблема со звуком на сцене - не расстояние между компьютером и банком звуков в другой стране - сигнал путешествует со скоростью света. Проблема в расстоянии до слушателей, до которых звук путешествует со скоростью звука.
- То, что вы делаете - это поп-музыка или современное искусство?
- BWO - чистый поп, утерянное звено между ABBA и Kraftwerk. Мы любим искусство, коллекционируем его, Марина им торгует, но занимаемся мы поп-песнями в чистом виде. Поп-музыка - это ремесло, а не искусство. Я люблю авангард - экспериментальная музыка, немецкое электро, музыка, которая скорее искусство, а не поп. BWO - это написание гениальных песен.
- Да, но понимаете, каждый ваш следующий поп-проект более кичевый или даже кемповый, уже до такой степени, что это ничем другим нельзя назвать - только современным искусством. Это настолько чистая поп-музыка, что она деконструирована, она становится чем-то большим.
- Мы не преследовали такой цели, вероятно, это вопрос восприятия. Но я люблю в поп-музыке подрывные эффекты. Поп-музыка не должна быть глупой. Для меня поворотным моментом в истории попа была песня Мадонны "Papa don`t preach". Мадонна - поп-икона - выступила с политическим заявлением в поддержку права женщины на свободный выбор, права на аборт. Пластинка вышла на первое место в чартах, она вдохновила тысячи американских женщин на отстаивание своего права на аборт.
Это то, чем должна заниматься поп-музыка - простые политические заявления.
Вот я считаюсь в определенных кругах иконой гей-движения. Я бисексуал, я никогда этого не прятал, и получил награду от русского гей-движения. Поп-культура сильнее искусства: она гораздо более массовая, гораздо лучший способ передачи идей. Это медиум, который доходит до тысячи человек. Я пишу книги по философии - они доходят до нескольких сот, может быть, тысячи человек. Марина занимается современным искусством, но это тоже кружок на несколько тысяч человек. И поэтому ей тоже интересно работать с поп-культурой. Этим летом мы едем в тур: все площадки распроданы, каждый концерт - по крайней мере десять тысяч человек, мы встретим несколько сот тысяч человек во плоти за два месяца - и разрушительная сила попа будет особенно сильна, если мы сможем апеллировать к ним.
- Хорошо, поп - это средство связи. А что вы передаете? Какое у вас сообщение? Оно нужно вообще?
- Оно не обязательно, но если ничего не передавать - какой в этом смысл? BWO выступает за определенные вещи. Это толерантность. Любовь к технологиям, переменам, новым идеям. У нас три разных поколения в одной группе. Девушка в группе играет на музыкальном инструменте, а не поет - стандартное клише требует обратного. Мы боремся против клише. Марине всегда приходится доказывать: да, я женщина, умею играть на музыкальных инструментах и делаю это хорошо. Но, кстати, я надеюсь на большой прорыв в этом. Женщины должны получить признание как музыканты, потом как авторы песен, и наконец, как продюсеры - это главная мечта Марины.
Другое клише: солист должен быть гей, продюсер-автор песен - натурал. У нас все наоборот, Мартин, со всей его красотой и некоторой женственностью - натурал.
Еще одно клише меня раздражает: американский хип-хоп. Он был реальным прорывом, но потом законсервировался: черный парень, он в тюрьме, он убивает людей, ему одиноко, он делает пластинку про "гетто". Какое клише! Я все надеюсь, что рэп начнет читать белая девушка, предпочтительно лесбиянка.
- Ей придется быть очень талантливой - как Эминему, который был не только революционером, но и прекрасным музыкантом.
- Эминем прекрасен, но страшно то, что за ним не пошли еще десятки других таких же эминемов. Звукозаписывающим компаниям это не нужно: в их консервативной парадигме черный парень должен читать хип-хоп, а белый - петь рок.
- Есть одна вещь в шведской поп-музыке, которая реально выводит из себя. Это ее животный оптимизм.
- Да ладно, у нас есть совершенно мелодраматические, меланхолические вещи. Даже у ABBA есть такое - Winner Takes It All, например. Речь идет о женщине, от которой ушел мужчина. Это трагическая история любви.
- Да, но она звучит, как дискотечный хит.
- Для того чтобы сделать поп-музыку интересной, нужно смешивать кислое со сладким. Очень интересно, допустим, если стихи очень оптимистические, а музыка драматичная. Или наоборот - музыка веселая, а слова депрессивные. Музыка всегда интереснее, если она диалектичная, а не если она одномерная. У нас есть песня, очень веселая и танцевальная, построенная на минорных аккордах и очень грустной мелодии - если сыграть ее отдельно от аранжировки.
- И это работает?
- Золотой век шведской поп-музыки только начинается.