После того, как на экраны вышел фильм "Часы", снятый по роману Майкла Каннингема, многие вспомнили имя британской писательницы Вирджинии Вульф. Спасибо актрисе Николь Кидман, которая сыграла в "Часах" роль Вирджинии, картинно утопившись в речке и получив за это Оскара. Увиденного хватило, чтобы зрители попытались выяснить, что привело писательницу к столь фатальному решению.
Окончание. Начало >>
ЖЕНЩИНЫ И ДУХОВНОЕ РОДСТВО
Очевидно и то, что Леонард был прекрасно осведомлен о страсти супруги к представительницам своего пола, а также о том, что лучше всего Вирджиния ощущала себя в компании геев. Как отмечает ЛГБТ-энциклопедия, отношения писательницы с геями были двойственными. С одной стороны, она ценила тот факт, что такие мужчины не проявляли к ней сексуального интереса: это позволяло писательнице чувствовать себя "своей" в интеллектуальной атмосфере, где отношение к человеку базировалось не на его половой принадлежности. С другой стороны, в подобном коллективе Вирджинии не доставало женского внимания, поскольку именно женский эротизм во многом был источником ее творческого потенциала. В одном из писем подруге, датированном 1930-м годом, Вульф писала: "Правда заключается в том, что я хочу представляться в выгодном свете исключительно женщинам, ведь только они занимают мое воображение".
Отношения с женщинами у Вирджинии Вульф складывались по-разному. Отдельное место в ее литературном, а вернее - эпистолярном наследии, - занимают письма, адресованные Вайолет Дикинсон, написанные высоким, как сказали бы знатоки, "эротизированным" языком. Являлась ли эта связь платонической, или переросла в плотскую, никто не знает, однако, судя по письмам, а также дневникам, которые писательница вела всю жизнь, влечение Вирджинии к Вайолет было очень сильным. Дикинсон была на 13 лет старше, пребывала в статусе старой девы, так и не выйдя замуж, и стала для писательницы заменой матери, которую та очень рано потеряла. Прослеживается интересная закономерность: фактически все женщины, к которым Вульф питала страсть, были старше нее и имели ярко выраженное "маскулинное" телосложение. Помимо этого, все они обладали талантом - сочиняли прозу и стихи, занимались редактурой, или посвящали себя изучению истории. Видимо, любовь Вирджинии не могла зиждиться исключительно на телесном притяжении: духовное родство было для нее необходимым условием.
ЛЕСБИЙСКИЕ СЮЖЕТЫ
Лишь в случае с Витой Саквилл-Вест был разрушен один из "стереотипов", поскольку Вирджинии в момент их знакомства было сорок, а Вите - тридцать. Но именно об этой связи доподлинно известно, что являлась она не только платонической. Виту называли "опытной сапфисткой" - на ее счету немало романов с дамами, вплоть до того, что собственного супруга-дипломата, служившего в Персии и не мешавшего ее амурным делам, Саквилл-Вест навещала в компании "близкой подруги". Именно эта поездка в Тегеран, которую Вита предприняла в обществе наперсницы, вызвала приступ ярости и страданий у Вирджинии - она-то все прекрасно понимала. Тем не менее, ее связь с Витой продлилась 10 лет, которые стали самыми плодотворными в литературной биографии Вульф.
Первым и единственным романом Вирджинии, в котором женский гомоэротизм прослеживается совершенно четко, является книга "Миссис Дэллоуэй", описывающая один день из жизни супруги парламентария Клариссы Дэллоуэй. Ее сюжет сосредоточен на воспоминаниях Клариссы о Салли Сетон, в которую она была влюблена молоденькой девушкой. Салли - это и есть тот образ, благодаря которому писательница вносит в канву повествования изрядную часть лесбийской составляющей. "Я принялась за эту книгу в надежде на то, что смогу выразить в ней свое отношение к творчеству, - говорила она позже. - Потому что писать нужно из самых глубин чувства". Впрочем, литературоведы редко отмечают в своих трудах именно эту сюжетную нить, упирая в основном на следование уже упоминавшемуся "потоку сознания" и "психологическую школу романа".
РЕКА ОУЗ
Всю жизнь Вирджиния Вульф была подвержена приступам мигрени и депрессиям, которые усугубились после того, как в начале Второй мировой войны ее лондонский дом был разрушен бомбежкой. Помимо этого, писательница переживала за судьбу мужа-еврея и в результате решила, что без нее семье будет лучше. Вирджиния не впервые предпринимала попытку самоубийства, на сей раз увенчавшуюся успехом: оставив Леонарду предсмертную записку и набив карманы пальто камнями, писательница отправилась на реку Оуз. Ее тело удалось обнаружить лишь через две недели.
В записке было сказано: "Я уверена, что снова схожу с ума, и на сей раз не смогу излечиться. Я снова слышу голоса, которые мешают мне сконцентрироваться. Поэтому я предпринимаю единственно правильную вещь. ... Я знаю, что отравляю твое существование, и что без меня ты сможешь работать. И еще хочу сказать, что всем счастьем своей жизни я обязана тебе, потому что ты был невероятно терпелив ко мне. Вот почему я не могу больше портить тебе жизнь, хотя и не думаю, что на свете есть два более счастливых человека, чем мы".