После того, как на экраны вышел фильм "Часы", снятый по роману Майкла Каннингема, многие вспомнили имя британской писательницы Вирджинии Вульф. Спасибо актрисе Николь Кидман, которая сыграла в "Часах" роль Вирджинии, картинно утопившись в речке и получив за это Оскара. Увиденного хватило, чтобы зрители попытались выяснить, что привело писательницу к столь фатальному решению.
ПОТОК СОЗНАНИЯ
С уверенностью утверждаю, что появления этого фильма с нетерпением ждали лесбиянки, по крайней мере, те, кто знает имена, навечно вписанные в скрижали лесбийской истории. А в том, что Вирджиния Вульф - одно из таких имен, - давно не сомневается никто. Даже консервативные литературоведы, которые стараются обходить "сомнительные" моменты личной жизни авторов стороной.
Я навсегда запомнила один замечательный афоризм: "Классика тем и хороша, что читать ее не всегда обязательно: все равно все знают, что Анна Каренина бросилась под поезд со словами "туда, на самую середину, и я накажу его". Этот постулат применим ко многим литературным произведениям, содержание которых хотя бы приблизительно известно всем. Так происходит и со знаменитым романом Вирджинии Вульф "Орландо": большинство слышало, что главный его герой бессмертен и с течением веков из героя превращается в героиню, поскольку не имеет пола.
Специалисты утверждают, что Вульф была типичной представительницей так называемого "потока сознания" - модернистского направления в литературе первой половины двадцатого века, адепты которого уделяли внимание не столько описанию действительности, сколько стремлению понять природу сущего через призму собственных аллюзий и переживаний.
Но оставим попытки проанализировать творчество писательницы с точки зрения терминов. Ведь на "поток сознания" Вирджинию сподвигли вещи абсолютно реальные, происходившие в ее собственной жизни. И бессмертный образ героя-героини "Орландо" возник из образа Виты Саквилл-Вест, в которую Вульф была влюблена.
ВИТА И ВИРДЖИНИЯ
Об их романе написаны книги и поставлены театральные пьесы, к которым прилагаются тонны эссе, научных трудов и критических обзоров. Вита Саквилл-Вест тоже была писательницей и поэтессой, что сблизило ее с Вульф, хотя историки утверждают, что сперва Вирджинии она не понравилась. Однако Вита была настойчива, ища встречи, и со временем женщин связала нежная дружба, а затем и любовь. Но если для Вирджинии это чувство являлось всепоглощающим, то для Виты - вряд ли, поскольку количество ее романтических афер с дамами не умещается в стандартную энциклопедическую статью. Из боли и страданий, вызванных изменами Виты, на свет появился "Орландо" - "самое длинное и прекрасное любовное письмо в литературе", как позже охарактеризовал его сын Виты, Найджел Николсон.
Обе женщины, очевидно, являлись бисексуалками, хотя вычислять истинную сексуальность исторических персонажей - дело неблагодарное. И Вита, и Вирджиния были замужем, но не станем забывать, что речь идет о временах, когда социальные устои сильно отличались от нынешних, и замужество являлось необходимым условием. Известно также, что руку - но не сердце - Вирджинии предлагал человек по имени Литтон Стречи, не скрывающий своей гомосексуальности, и она была согласна. По каким-то причинам этот брак не состоялся, и позже Вирджиния, в девичестве - Стивен - вышла замуж за журналиста Леонарда Вульфа, отношения с которым строились не столько на любви, сколько на взаимном уважении. К Леонарду писательница относилась прекрасно, поскольку он был не просто заботливым другом, но и человеком, который создал ей максимально комфортные условия для работы. Вот почему известное высказывание, принадлежащее перу Вирджинии: "У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната", - родилось не на пустом месте. Собственное издательство, которое организовали Вульфы, поначалу успехом не пользовалось, но через какое-то время стало для семьи устойчивым источником дохода.