На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Рифмуется с любовью
В истории мировой литературы XX столетия найдется не так много фигур, которые могли бы сравниться ареалом загадочности и таинственности с немецким поэтом-символистом Стефаном Георге (Stefan George). Магический колорит Георге придавали не только его стихи и богемно-бродяжнический образ жизни, но и отношения с мальчиками, входившими в ближний круг поэта.
Казалось, социальное происхождение Георге давало мало повода для его возвышения и возникновения вокруг его фигуры полурелигиозного культа. Георге родился в 1868 году недалеко от немецкого города Бинген в семье владельца отеля и виноторговца. В 1882-1888 годах он учился в гимназии города Дармштадта, а с 1889 года посещал курс лекций в Берлинском университете, который, впрочем, так и не закончил.
Состояние отца дало Георге возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Лондоне, Вене, но особую роль для молодого человека сыграла поездка в Париж. Там Георге стал вхож в ряды литературно-художественной богемы и познакомился с творчеством поэтов-символистов Верлена и Малларме, проповедовавших лозунг "искусство для искусства". Взгляд о том, что искусство должно не отражать злобу дня сегодняшнего, а должно существовать в себе и для себя, особое внимание к литературной форме, мнение о том, что поэзия должна оставаться лишь уделом посвященных, определили творческую биографию Георге.
Первые стихи поэта посвящены людям религии и искусства, оставшимся непонятыми. Так, в поэме "Альгабаль" он обращается к фигуре римского императора Гелиогабала - мальчика божественной красоты, бывшего жрецом храма Солнца в Сирии. Поклонение Солнцу как мужскому началу требовало наличия у императора начала женского - и, по свидетельству историков, Гелиогабал отличался особой фемининностью и изнеженностью. Грубая римская солдатня невзлюбила молодого императора и, в конце концов, сбросила его с престола. У Георге Альгабаль превращается в символ молодого человека, отрешенного от мира и презирающего этот мир, озабоченного лишь собственной внутренней красотой...
После того, как Георге бросил университет, он решил всецело отдать себя занятиям поэзией и богемному образу жизни. Лишь недолгое время он жил в родительском доме в Бингене, в остальное время предпочитая селиться у своих друзей в Берлине, Мюнхене и Гейдельберге. Постепенно вокруг поэта сформировался целый круг молодых людей, также как он, недовольных засильем реализма и натурализма в немецкой литературе и стремившихся найти в поэзии и искусстве спасение и утешение от мирских проблем. Для Георге и членов его круга было характерно презрение к общепринятым нормам морали и поиск новых форм человеческих отношений - неудивительно, что подобные взгляды привлекли их в лоно гомосексуальной любви.
Георге вошел в историю немецкой литературы не только своим творчеством, но и связями с мальчиками, входившими в ближний круг поэта. Одним из первых его увлечений стал 17-летний Гуго фон Гофмансталь (Hugo von Hofmannsthal - на фото слева), ставший впоследствии известным австрийским поэтом и драматургом. Отношения Георге и Гофмансталя прошли долгий путь - от телесной страсти до духовного, а впоследствии лишь творческого партнерства. После непродолжительного любовного периода между поэтами возникла высокая духовная связь, вылившаяся в интенсивную переписку. Но со временем австрийский поэт отдалился от своего немецкого учителя. Георге всегда выступал за чистоту поэтического языка и не признавал других форм словесного искусства, в то время как Гофмансталь получал все большую известность как драматург и либреттист. Охлаждение отношений, однако, не мешало Гофмансталю сохранять глубокое уважение к Георге вплоть до самой смерти.
Еще одним примером отношений, разрушенных благодаря категоричности Георге, является связь поэта с молодым юношей Фридрихом Гундольфом (Friedrich Gundolf - на фото справа), учеником Георге и автором основанного им литературного журнала "Листки искусства". Гундольф, молодой человек еврейского происхождения, получил известность своими сочинениями о Кляйсте и Гете и впоследствии возглавил кафедру немецкой литературы Гейдельбергского университета.
Лекции Гундольфа получили большую известность и завоевали ему популярность у студентов, среди которых был, в частности, Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) - будущий подручный Гитлера и министр пропаганды Третьего рейха. В момент учебы Геббельс, однако, не отличался особыми расистскими и антисемитскими взглядами и даже собирался писать под руководством своего профессора-еврея докторскую диссертацию. Отношения Георге и Гундольфа испортились в 1927 году после желания последнего жениться на некой Элизабет Соломон. Георге, не желавший отпускать повзрослевшего ученика, не принял этот брак. Разрыв отношений с учителем подорвал духовное здоровье Гундольфа и наверняка сыграл не последнюю роль в его ранней смерти. Гундольф скончался от рака в 1931 году.
Но, пожалуй, самый знаменитый роман связал Георге с начинающим поэтом Максом Кронбергером, которого Георге называл Максимилиан (Maximilian Kronberger - на фото слева). Георге встретил Максимилиана на улице Мюнхена в 1902 году, когда тот был лишь 14-летним мальчиком. Внимание именитого поэта польстило юноше, и Максимилиан вступил в поэтический круг Георге. С дозволения родителей Максимилиана было решено, что Георге станет наставником юноши и будет давать ему уроки словесного искусства...
Отношения двух партнеров были далеко не безоблачными - сохранившиеся дневники Максимилиана говорят о холодности, которую Георге часто проявлял в отношении юноши, холодности, которую Максимилиан мог преодолеть лишь своими угрозами уйти. Все изменилось после ранней смерти Максимилиана в 1904 году. Георге, оплакивающий смерть своего возлюбленного и протеже, возвел образ Максимилиана в культ. Он посвятил ему цикл стихов "Максимин" (Maximin) и превратил молодого человека в полубожественную фигуру, идола, которому должны были поклоняться все члены его кружка... Отношение Георге к Максимилиану во многом напоминало отношение римского императора Адриана к своему любовнику Антиною - Адриан также приказывал воздвигать статуи и строить храмы после ранней смерти своего возлюбленного.
Смерть Максимилиана глубоко взволновала Георге и изменила его подход к искусству. Теперь целью последнего провозглашалось не создание особого, отчужденного от проблем повседневности поэтического мира, а наоборот, изменение существующего мира посредством литературы и поэзии. Духом созидания и творческого пафоса проникнуто самое знаменитое произведение Георге этой эпохи - цикл стихов "Седьмое кольцо" (Der siebente Ring), вышедший в свет в 1907 году.
Георге не понял и не принял Первую мировую войну, которая, как он считал, принесла лишь смерть и разрушения. Скептически относился он и к погрязшей в атмосфере духовного и политического хаоса Веймарской республике... В 1928 году выходит в свет сборник стихов Георге "Новый рейх" (Das neue Reich). В нем поэт говорит о скором приходе нового царства, нового божества на смену хаосу идей. Подобные заявления оказались созвучны духу времени и пришлись по вкусу нацистам, рвавшимся тогда к власти.
Георге, однако, отвергал все попытки приспособить свои учения на злобу дня. Он заявил, что под новым божеством имел в виду движение в культуре, новую духовную силу, а вовсе не политическую партию, руки которой были замараны в крови и которую Георге презирал как олицетворение грубого террора и власти малообразованной черни. Скептически восприняв попытки нацистов организовать пафосное празднование собственного 65-летнего юбилея и отвергнув предложение Геббельса возглавит прусскую академию поэзии, Георге удалился в Швейцарию, где и умер в декабре 1933 года.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".