Пидарасов - видимо-невидимо, каждый седьмой. Нет. Каждый пятый. Нет! Каждый третий. Даже задрыпанные пенсионеры, ветераны с медалями, и брюхатые дядьки в костюмах с галстуком, и пропойцы с заводов, и фотограф с большим надувным зайцем на углу. И как я раньше не понимал этого? В моих руках АК. Я иду посередине улицы и мочу гомосеков направо и налево, короткими очередями.
Каждый второй - голубой. Нет - все, кроме меня. Я их крошу свинцовыми очередями. В моем "калаше" не кончаются патроны. Никогда. Я расстреливаю и женщин, потому что все они - конченые лесбиянки. Убиваю младенцев и детей постарше - они вырастут и все равно станут пидарами или лесбиянками.
Евгений Марковский, "Убить пидара"
Не так давно хороший друг показал мне один текст. "Его будут ставить в Лондоне, это вещь с большим будущим!". Читаю. Глаза округляются уже с первых строчек, а дойдя до "тощий, узкие джинсы" спрашиваю друга: не о тебе ли? Смеется: да, говорит, после этой пьесы я больше не буду носить узкие джинсы. Читаю дальше. К середине текста испытываю к автору ненависть, к концу - восхищение. Путь героя, который вначале просто бьет геев, затем начинает их убивать, а в довершение всего убивает уже абсолютно всех, в каждом видя врага - это и образ общества, и сама суть всей гомофобии. С одной стороны, больно, с другой - начинаешь радоваться, что есть люди, сумевшие это высказать...
Мы связались с автором пьесы "Убить пидара", херсонским драматургом Евгением Марковским.
Расскажите, как родилась идея написать "Убить пидара"?
Как пришла идея, честно говоря, не знаю, не смогу это объяснить. Главное, что специально я эту идею не вырабатывал, не сидел и не думал: "О чем бы написать? О, напишу-ка такой текст!".
Текст был подан на конкурс, который устроили Британский Совет и лондонский театр Ройял Корт (Royal Court), в виде пьесы. В итоге из более чем шестидесяти пьес, поступивших на конкурс от украинских драматургов, было отобрано семь, среди которых была и "Убить пидара". В мае семь украинских драматургов (я был в их числе) провели неделю в Тбилиси, где вместе с семью грузинскими драматургами работали на семинаре по овладению драматургическими навыками.
Но вернемся к "УП". После Грузии, 16 мая, он был прочтен автором на сцене Молодого театра в Киеве в рамках фестиваля под названием "Неделя актуальной украинской драмы". После текста было довольно бурное и многостороннее обсуждение с участием зрителей, среди которых были актеры, драматурги, режиссер и т.п.
Кто-то воспринял текст резко негативно, кто-то, наоборот, позитивно. Сейчас сразу два киевских режиссера хотят ставить по нему спектакли: один обычный, театральный, а другой в форме видеофильма. Кроме того, сейчас текст переведен на украинский для участия в конкурсе "Драма.Ua" (Львов) и послан еще на ряд различных драматургических конкурсов.
А как вы сами видите судьбу текста?
Трудно спрогнозировать судьбу любого текста, и этого тоже. Впрочем, некоторые элементы "судьбы" он уже получил: был безвестным, стал довольно известным, его ставят режиссеры, переводят на разные языки. Опять-таки, его узнали даже в Англии.
О чем этот монолог?
Ну, как мне кажется, он вовсе не об отсутствии должной толерантности к гомосексуалам. Мне самому трудно расшифровать этот текст, честно говоря. Понятно только, что у главного героя все это происходит исключительно в воображении: он никогда в жизни не только никого не убивал, но даже и пальцем никого не тронул. Главный герой - остро, вплоть до психопатии, рефлекирующий интеллигент, а вовсе не субмаргинал-пролетарий, за которого он себя выдает. Именно интеллигент - потому что он, например, знаком с творчеством Ашиля-Клода Дебюсси...
Как давно рефлексирует интеллигент, почему?
Дело в том, что текст "Убить пидара" трактуют по-разному, и даже я, автор, долго не мог понять, как его интерпретировать. Постепенно, размышляя над текстом, я пришел к следующим выводам. Во-первых, безусловно, весь текст - это целиком и полностью внутренний монолог главного (и единственного!) героя. При этом весь текст - от первого слова до последнего, со всеми описываемыми в нем реалиями, персонажами и действиями - не что иное, как фантазия, плод воображения нашего главного героя. Я прихожу к предположению, что он не только никого в жизни не убил, но и ударить-то вряд ли когда-либо сумел. Да и вообще: грубым, брутальным, "трешовым", по-настоящему маскулинным главный герой может быть только в своих мечтах.
Очевидно, что это чрезвычайно остро рефлексирующий персонаж, которому катастрофически не хватает мужского начала, маскулинности.
Итак, главный герой, испытывая острый дефицит уверенности в себе, самоутверждения, мужественности (в самом биологическом понимании этого слова) в жизни, поневоле обретает все эти качества при помощи бесконечных, и, судя по всему, очень насыщенных рефлексий. А фантазии, как известно, - это территория, где любой "ботаник" может ощутить себя супергероем.
Конечно, он затаил злобу на весь мир. Каждый, кто при встрече снисходительно ему улыбается, провожая взглядом чудаковатого "ботана", кто откровенно над ним подтрунивает, кто вздыхает жалостливо - все это, безусловно, враги, которых он ненавидит. А прежде всего он ненавидит самого себя. Впрочем, затем эта самоненависть сменяется жалостью к себе, что естественным образом перерастает в настроение, которое можно охарактеризовать фразой "мы вам еще покажем!".
Ненависть персонажа к гомосексуалам также естественна. Гомосексуалы, в его понимании, идут в разрез с его представлениями о предназначении мужчины (а, соответственно, и женщины). Такого он не может ни понять, ни принять, ни простить.
Все его фантомы-пидары выстроены достаточно аляповато, их внешний вид, поведение, лексикон соответствуют лишь стандартному набору клише, которые, что ни говори, издавна циркулируют по традиционалистскому обществу. Впрочем, может быть, эти фигуры выглядят столь гротескно и отвратительно лишь для того, чтобы главному герою было приятнее их "бить", "мучить" и "убивать".
Вот вы пишете, что главный герой не реализовал себя как мужчина. А о себе в этом аспекте что можете сказать?
Об этом пусть судят со сторон. Но я не гей.
А как относитесь к ЛГБТ?
Отношение не такое, конечно, как у главного героя. Просто я считаю, что гомосексуальность - это девиация, ненормальное положение вещей. Я могу понять гомосексуала и его проблемы, но не считаю его нормальным в биологическом плане. Мне не нравится навязчивое отстаивание каких-то особых "прав", которых у ЛГБТ якобы больше, чем у остальных - это, как по мне, вообще нелепость и даже наглость. У гомосексуала ровно те же права и обязанности, как и у любого другого. Я лично принял бы на работу гея, если бы он был квалифицированный работник. И относился бы к нему, как к любому другому коллеге. А его личная жизнь меня нисколько не интересует до тех пор, пока он не стал бы ее как-то навязывать или еще каким-то образом выставлять напоказ свою ориентацию.
Сколько в главном герое от автора?
Мне кажется, от автора там лишь известная доля черноватого юмора!
Что бы вы пожелали ЛГБТ? Какими надо быть, как себя вести?
Знать свое место, четко осознавать, что вы ничем не лучше, но и не хуже остальных людей, которых вы с некоторой долей пренебрежительности зовете "натуралами".