Он воспевал любовь к женщине. Его любовная лирика - настоящий гимн прекрасному полу. Но оказывается, Лорку надо читать между строк. Так, во всяком случае, считает один из самых известных исследователей его творчества.
Эротический флер его "цыганских романсеро" считается хрестоматийным:
"Окутана дымкой тревожных желаний,
идешь, омываясь вечерней прохладой.
Как вянущий нард, эти сумерки плоти,
увенчанной таинством женского взгляда".
И кажется невероятным, что великий испанский поэт, драматург, музыкант и художник Федерико Гарсиа Лорка был геем. Тем не менее, как считает немецкий журнал Spiegel, именно гомосексуализм Лорки является ключом к интерпретации его творчества. К такому выводу приходит и автор недавнего исследования, которое для многих почитателей творчества Лорки в его родной Испании было сродни грому среди ясного неба.
Споры о "красном поэте"Что известно о Федерико Гарсиа Лорке его землякам? Оказывается, не так много. То, что он родился 5 июня 1898 года в андалузском городке Фуэнте-Вакерос неподалеку от Гранады. То, что он был очень впечатлительным мальчиком и неважно учился в школе. То, что он позже увлекся поэзией, а также стал заметной фигурой среди художников-авангардистов. И то, что он симпатизировал коммунистам.
Его называют "красным поэтом", ненавидевшим церковь и генералов, и считают жертвой фашистов Франко. От их рук Лорка погиб в 1936 году - как и тысячи других испанцев, придерживавшихся левых взглядов. И до самой смерти Франко стихи Лорки были запрещены в Испании.
Но известный исследователь творчества Лорки, выходец из Ирландии и испанский подданный Ян Гибсон предлагает по-другому осмыслить творчество испанского поэта, а именно - отталкиваясь от его сексуальной ориентации. "Лорка и гомосексуализм", - так называется новая книга Гибсона, вызвавшая немало бурных споров. И это не удивительно, ведь она стала первым подобного рода анализом творчества Лорки.
Тяжкий грехВплоть до 1980-х годов упоминание о гомосексуальности Лорки, а тем более о том, что сексуальные предпочтения поэта и драматурга могли влиять на его произведения, было абсолютным табу и расценивалось чуть ли не как святотатство. Гибсон считает это большой ошибкой.
Проведенное им исследование показывает, что любовь Лорки к мужчинам однозначно пронизывала все его творчество. Более того, исследователь пишет о том, какой тяжелой жизненной драмой обернулась для великого поэта его запретная страсть. Ведь быть гомосексуалистом в Испании в те времена, когда жил Лорка, считалось чуть ли не более тяжким грехом, чем быть коммунистом.
Близкие родственники Лорки, бывшие в курсе его сексуальной ориентации, знали, чем чревата огласка. Судя по всему, они уничтожили все документы, свидетельствовавшие о тайных предпочтениях поэта - в том числе, его письма к близким друзьям и любовникам.
Лучше понять творчество генияПо мнению Яна Гибсона, для общественной дискуссии в Испании, связанной с сексуальной ориентацией Лорки, сейчас самый подходящий момент. После прихода к власти в стране правительства социалиста Сапатеро общество стало более открытым.
Вот и племянница поэта, президент Фонда Лорки Лаура Гарсиа Лорка де лос Риос признала, наконец, факт "нетрадиционной" ориентации своего дяди. Как бы там ни было, но Ян Гибсон пытается убедить читателей в том, что именно страдания "тайного гомосексуала", вынужденного вести двойную жизнь, пронизывают все творчество гения и позволяют его лучше понять. Стоит прочитать стихи и прозу, написанные Лоркой еще в юности и полностью опубликованные лишь в 1994 году, чтобы увидеть: через все эти произведения красной нитью проходит тема запретной страсти.
Безответная любовь к Сальвадору ДалиВ 1919 году, во время учебы в университете, Лорка поселился в студенческом квартале в Мадриде. У него появились друзья среди молодых художников-авангардистов. Жизнь, казалось, была наполнена до предела. Но в любви Лорка оставался несчастен. В католической, консервативной Испании даже в либеральных студенческих кругах гомосексуализм считался "дефектом".
Федерико Гарсиа Лорка влюбился в начинавшего тогда свою стремительную карьеру каталонского художника Сальвадора Дали. Но тот преклонялся лишь перед гением Лорки как поэта. А еще один друг и единомышленник, испанский кинорежиссер Луис Бунюэль, и вовсе был гомофобом...
Взаимность в однополой любви Лорка впервые узнал лишь в Нью-Йорке, куда он уехал из Испании в 1929 году и где подрабатывал пианистом в барах Гарлема. А на Кубе, в написанной им там театральной пьесе, он даже открыто поднимает тему гомосексуализма. Счастье в любви Лорка переживает и по возвращении в родную Испанию в 1931 году. Но приход к власти Франко обернулся для поэта роковыми последствиями.
Причем, Гибсон считает, что, в первую очередь, именно из-за своей сексуальной, а не политической ориентации Лорка стал объектом преследования со стороны франкистов.