Для меня не бывает "розовой" и "голубой" литературы, а все тексты делятся на две категории: литература и не литература, - говорит Горюнова в интервью Pinx. - Вот я пишу роман о любви, который состоит из трех частей: любовь двух женщин, любовь двух мужчин и любовь мужчины и женщины. К какого рода литературе прикажете это отнести? К "розовой"? "Голубой"? Гетеросексуальной? Но не существует термина "гетеросексуальная литература"!
- Вы так много всего совмещаете в вашей творческой жизни - театр, поэзия, проза, драматургия, живопись... Что-то еще? Оправданно ли такое распыление творческих усилий, не боитесь оказаться дилетантом во всех этих областях?
- Еще я занимаюсь космоэнергетикой, учусь играть на варгане и хочу записать несколько песен. Конечно, я не вижу себя в роли профессиональной певицы и не стремлюсь к ней, скорее это любопытство: а что же еще я могу. Один мой друг, музыкант, сказал, что у меня потрясающий голос. Поживем, увидим. Мне лично всю жизнь казалось, что петь я не умею.
Оказаться дилетантом я не боюсь, поскольку во многих областях не считаю себя профессионалом, разве что в литературе. Картины я пишу для себя, выставки не устраиваю - это просто способ самовыражения. Это же касается и распыления. Если бы я еще начала вышивать крестиком или занялась кикбоксингом, тогда, наверное, да. А так, все сочетается гармонично. Насколько я знаю, многие талантливые люди творят в разных областях. Например, Владимир Маяковский был по образованию художником, но писал стихи и пьесы и снимался в кино ("Барышня и хулиган"). Борис Пастернак также был разносторонне одаренным, кроме стихов и прозы, он еще писал картины, брал уроки музыки, а по образованию был философом...
- Вы своим поведением в современном арт-пространстве стремитесь разрушать стереотипы? Это так - иначе, как соотносится дом и семья с участием в лесбийских антологиях, постоянным контактом с лесбийской аудиторией и так далее...
- Я люблю разрушать стереотипы. Среди моих друзей много геев и лесбиянок, людей умных, порядочных и невероятно интересных. Они пишут прекрасные книги, стихи, картины, играют в театре, поют песни... Что же, мне не общаться с ними только по той причине, что их интересуют люди одного пола? Так это все равно, что не общаться с человеком, потому что у него другой разрез глаз или цвет кожи. Я сама могу влюбиться в человека независимо от его пола, потому что для меня важны его духовные качества, а не то, каким образом совершается половой акт. Для меня секс без любви невозможен, должна существовать гармония физического и духовного начал.
- В этой связи, не опасаетесь ли вы проявлений гомофобии или обычного неприятия. Как это бывает - люди, не только литераторы, любят делиться и строить границы по разным признакам. Она ходит к "розовым", значит, не наша?..
- Не опасаюсь. В этом физическом теле, здесь и сейчас, я живу один раз, и жить страхами означает отсутствие свободы и отсутствие полета, что для творческого человека невыносимо и неприемлемо. Один известный толтектский шаман Дон Мигель Руис говорил: "Никогда ничего не принимай на свой счет". Т.е. не нужно принимать то, что о тебе говорят другие люди, ни хорошего, ни плохого. Картина мира у каждого своя, и люди могут не совпадать. Если стрекоза видит не так, как собака, чье видение правильное? Ничье. Оно просто разное. Разве Оскар Уайльд был менее талантлив только из-за того, что у него был друг мужского пола? Примеров можно привести множество, суть от этого не изменится.
- Расскажите о своем сотрудничестве с театром "КомедиантЪ" и других проектах?
- С театром "КомедиантЪ" я познакомилась несколько лет назад. Невероятно талантливые люди, очень душевные и открытые. Их спектакли всегда настолько яркие, что я не устаю удивляться. Полтора года назад они предложили мне участвовать в их проекте "Театр с листа" и сделали по моей повести "Чтец-декламатор" спектакль. Это история жизни юной девушки во время войны, история потерь и трагедий. В двух словах рассказать сложно.
- С другим театром МОГТЮЗ мы часто делали благотворительные проекты: выезжали в колонии для несовершеннолетних и давали там выступления. Ставились отрывки пьес, читались стихи, пелись песни. Кстати, вместе со мной ездили и достаточно известные читателям Pinx певицы Ульяна Ангелевская и Наталия Шульте. Подростки из неблагополучных семей аудитория сложная, подобрать к ним ключик непросто. Но нам это удавалось. Ребята подходили после выступления и задавали вопросы, некоторые просили оставить для библиотеки книги. Естественно, мы с радостью их дарили.
Кроме всего прочего, на данный момент я являюсь председателем московского отделения РОСА (Российское общество современных авторов, основанное в Старом Осколе), которое помогает талантливым людям из глубинки и не только. В 2009 году главный приз на конкурсе "Правда жизни" завоевала Лия Киргетова.
- Вы часто принимаете участие в различных конкурсах и не безрезультатно? Вы считаете такого рода литературные и прочие состязания продуктивными?
- На данный момент литературный процесс в России по бОльшей части прослеживается именно через премии и публикации в толстых литературных журналах. Это своего рода гарант качества литературного продукта. Наверное, это правильно, поскольку иначе современному читателю трудно ориентироваться среди огромного количества выпускаемых книг. К тому же, писатели у нас люди небогатые, и, как правило, занимающиеся параллельно другой работой. Гонорары же оставляют желать лучшего. Особенно это касается интеллектуальной литературы, тиражи которой зачастую не превышают 3-5 тыс. И премия - некий способ поддержать писателя. Конечно, мы никуда не денемся от того, что любой конкурс субъективен, как субъективен каждый из членов жюри, так что это своего рода рулетка. Но в принципе я фаталист, и считаю, что если суждено состояться, значит - ты состоишься, если нет - то нет.
- Как возник замысел книги "У нас есть мы" и почему вы значительно усложнили писательскую задачу, фактически создав три романа в одном?..
- Замысел книги возник потому, что бОльшая часть истории автобиографична. Когда ты просто не можешь держать все в себе, начинаешь писать, а потом останавливаешься и думаешь: хорошо, а что дальше? И оказывается, что мало вылить свою боль и мысли на бумагу, нужно нечто бОльшее. Что? Нужно написать: почему так? Откуда все началось и куда идет? Имеет ли различие любовь, чувствование, переживание однополых партнеров и партнеров разнополых? Все три части книги биографичны по-своему, прототипы моих героев - реальные люди, известные в литературной и тематической среде. И все три части нужны, чтобы показать главную мысль романа: любовь не зависит от пола, как и тот ад, который мы себе зачастую создаем сами. Любовь - это не только смелость быть самим собой, но и умение видеть и чувствовать партнера, а не только себя. Говорят, что наш век развращен и кровав, но это не время такое, а люди. Я хочу, чтобы каждый из нас задумался над тем, может ли он или она произнести слова "У нас есть мы", ставшие заглавием романа, а если нет, то что для этого нужно сделать.
- Не боитесь, что книга развалится на три из-за одной только читательской лени и предубеждения аудитории: и ленивые геи будут читать о геях, лесбиянки - о лесбиянках, а "натуралы" - о себе?..
- Не боюсь. У каждой книги есть свой читатель. Кому надо, тот прочтет все. Думаю, что натуралам полезно почитать о геях и лесбиянках, чтобы понять, насколько их представления далеки от реальности. И эта книга не для ленивых, а для тех, кто умеет думать. Я уже начинаю получать отзывы на свой роман, и пока еще ни один человек не сказал мне, что ему было неинтересно дочитать книгу до конца.
- Вас можно поздравить с выходом первого романа и спросить, что дальше? Первая книга - ведь после понимаешь, что это не шаг даже, а только робкое движение в верном направлении, не так ли?
- Я думаю, что все происходит постепенно. В конце 2009 года вышел мой поэтический сборник "Улыбка Хатшепсут", и было снято два клипа визуальной поэзии. В 2010-м - роман. Дальше будет видно. Сейчас я готовлю к изданию сказку для детей "Матиус и Матильда", веду переговоры с издательствами. Написан еще один роман и сборник повестей и рассказов. Мне очень хочется найти театр, который бы занялся постановкой пьесы, включенной в роман как составная его часть. Кстати, в 2009 году она вошла в шорт-лист драматургического конкурса "Свободный театр". Но пьесы тематической направленности ставить сложнее, поскольку не каждый театр и режиссер возьмут на себя смелость это сделать. Можно конечно поставить антрепризу, но я не умею искать спонсоров. Думаю, что все складывается постепенно и в наилучший для этого момент.
Ирина Горюнова "Улыбка Хатшепсут"