Выставка под названием "Гей-иконы", которая несколько месяцев демонстрировалась в Национальной Галерее Лондона, подходит к концу, в связи с чем люди, неравнодушные к теме, пытаются подводить ее итоги, а само мероприятие называют "разочаровывающим". Попутно с этим они анализируют специфический поджанр этого своеобразного направления, который можно назвать "кто такие гей-дивы".
Гей-иконой может стать любой человек, который, условно говоря, вдохновлял гомосексуалов "на подвиги", или относился к ним с любовью и пониманием. Гей-иконой может быть гомо- или гетеросексуал, персонаж, который стал образцом для подражания и вошел в историю не только ЛГБТ-движения, но и в историю как таковую - например, Харви Милк. А вот гей-дива - это некая особая подкатегория икон, женщина, занимающаяся тем, что развлекает публику - поет, танцует или снимается в кино. Которая, по сути, ничего героического не совершает, однако своим образом жизни помогает меньшинствам поверить в то, что на их улице может наступить праздник. Так было всегда, особенно в те времена, когда гомосексуалы являлись одной из самых дискриминируемых и презираемых социальных групп.
Это - очень интересная тема, поскольку природа возникновения подобных примадонн с их отношением к гей-аудитории менялась с течением времени, и то, что происходило в 1930-е годы, невозможно сравнить с тем, что происходит сейчас, когда индустрия развлечений стала занимать едва ли не первое место в области досуга как такового.
Конечно, авторы обозрения ссылаются на свои реалии: у них положение вещей наблюдается несколько иное, ведь речь идет о "диком западе", который по-прежнему загнивает значительно краше, нежели мы здесь "расцветаем". Но общие тенденции, несомненно, прослеживаются. В далекие уже 1970-е годы, когда гомосексуальность была загнана в абсолютное подполье, выражения однополых чувств были неявными, становились своеобразными полунамеками. Сейчас все несколько по-иному: в тех самых "красиво гниющих" странах вроде Англии, где и проходила выставка, можно проявлять свои чувства открыто и свободно развивать гей-культуру. Поэтому современная гей-дива тоже не должна быть тайной и "подсознательной" - она открыто общается с гомосексуальной публикой и может изъясняться без экивоков, называя вещи своими именами.
Когда-то гей-дивами были богини киноэкрана Бэтт Дэвис и Джоан Крауфорд, чьи имена стали своеобразными шифрами и именами нарицательными для гей-сообщества. Сегодня наши любимицы Кайли Миноуг и Мадонна, ничего и никого не стесняясь, выступают в гей-клубах и заявляют о том, как дорожат своими квир-почитателями. Кроме того, есть такие дивы, которые и сами не скрывают своих однополых предпочтений.
Конечно, преданность гей-сообщества тем или иным актрисам или "нервическим" певицам была замечена многими натуралами, настроенными по отношению к гомосексуалам, мягко говоря, критично. Поэтому статус гей-дивы для них стал своего рода дополнительным поводом для оскорблений или не слишком тактичных шуток. Например, ведущий телешоу Джонатан Росс, к которому в гости недавно пришла Барбра Стрейзанд, задался вопросом, как ему удается быть горячим поклонником певицы - и при этом оставаться гетеросексуалом?
Но оставим Росса наедине с его проблемами. Мы все по достоинству оцениваем ту роль, которую гей-дивы сыграли в развитии гей-сообщества. Сегодня многие из див стали его легендами, с их именами тесно связана не только гей-культура, но и история гей-движения - хотя бы потому, что знаменитая гей-революция под названием "Стоунволл" началась именно в тот день, когда умерла одна из ярчайших икон Джуди Гарланд. Ведь люди, собравшиеся тогда в кафе "Стоунволл Инн", пришли туда не просто так: они хотели почтить память Джуди.
В те дни, когда о группах поддержки для геев и лесбиянок не могло быть и речи, они сплачивались вокруг имени любимой звезды и словно поднимали его на флаг. В кадрах старой кинохроники 1960-х годов на экране возникает Марлен Дитрих, появляющаяся из служебного выхода нью-йоркского театра после одного из своих шоу. Ее встречают сотни молодых людей, по виду которых сразу можно понять, что они - не гетеросексуалы. И люди эти приветствуют звезду с таким энтузиазмом, что в результате Марлен забирается на крышу своего авто, откуда и раздает фотографии с автографами.
То же самое повторяется сегодня, когда Мадонна совершает тур "Sticky & Sweet". После концерта звезды на огромном стадионе в Аргентине певицу встречают такие же толпы геев и лесбиянок, напоминая представителей поколения, поклонявшегося Марлен Дитрих. Разница между ними заключается, пожалуй, лишь в том, что почитатели Марлен находились в глубоком подполье - ведь это было за пять лет до "Стоунволла". Однако концерты Дитрих были одними из немногих мероприятий, где геи точно знали: здесь они среди своих, здесь их встретят с любовью и радушием. Здесь они смогут впитать искусство, которое будет им особенно понятно.
Поклонники Мадонны значительно более открыты, однако на ее концертах они чувствуют же самое, что чувствовали геи старшего поколения на концертах Марлен.
Особенность характера подавляющего количества див, которых боготворят геи и лесбиянки, заключается в том, что они подрывают гендерные стереотипы и зачастую являются личностями гораздо более сильными, нежели традиционно воспринимаемые мужчины патриархальной закваски. Бэтт Дэвис и Джоан Крауфорд изображали на сцене женщин, которые доминировали, были самостоятельными и независимыми - гораздо более независимыми, чем позволялось женщинам в их дни. Вот почему многие гомосексуалы, которые априори презирают гендерные установки, за что неоднократно подвергались обструкции в социуме, искали в этих женщинах своеобразного утешения и были настроены на одну волну с ними.
Случались и другие дивы - такие как актриса Мэй Вест, которая исполняла абсолютно безбашенные и вызывающие по тем временам сексуальные роли. Это была секс-бомба в чистом виде, с известной долей самоиронии, и на экране ей дозволялось делать то, что было негласно табуировано за его пределами. В компании такой героини геи того периода также чувствовали себя комфортно и раскованно, поскольку на подсознательном уровне чувствовали: эта женщина так же, как и они, противостоит общественной полиции нравов, консерваторам и конформистам - тем самым людям, которые изо всех сил запихивали гомосексуалов в подполье. Мэй Вест была своего рода неофициальным представителем сексуальных изгоев своего времени.
Что же касается поющих гей-див, то многие из них делали это так, словно готовы были умереть на сцене, изливали перед слушателем душу и демонстрировали публике свои разбитые сердца. Эдит Пиаф, Джуди Гарланд, Ширли Бейси, Лайза Минелли... Как вы думаете, что объединяет этих женщин помимо того, что все они - великолепные исполнительницы? Конечно же, то, что у всех четырех были мужья-геи!
Так почему же, собственно, саму выставку назвали разочаровывающей? Да потому, что, как мы уже рассказывали, ее организаторы решили сказать "нет" стереотипам и не включили в экспозицию имена, которые первыми приходят на ум, когда речь заходит о гей-иконах. Не было здесь ни Кайли, ни Барбры, ни Джуди, ни Лайзы. Женщины, которых боготворят геи самых разных возрастов по всей планете, не удостоились на сей раз своего высокого титула. Что, конечно, вызвало неудовольствие посетителей - но не лишило тиары самих наших любимиц. Потому что дело не в портрете на выставке. Дело в том, что все они навсегда поселились в наших сердцах.