В конце 1999 года прошла выставка "Апельсиновое безумие" русского художника Сергея Воронина. Впервые в отечественной фотографии открыто затронута тема лесбийской любви. Мы встретились с фотографом и узнали, через что ему прошлось пройти и какие душевные муки испытать в процессе творчества.
- Как возникла идея сделать лесбийскую серию?
|
- А вы сразу приняли эту идею?
- Нет, нет. Женя хотела очень много всего лишнего. Она хотела снимать грубо.
- Чуть подробнее. Что значит грубо?
- Она говорила: давай искусственные члены будем использовать. Я сказал: нет, это абсолютно неприемлемо для меня. В результате было снято так, как я захотел. Но, естественно, "научными консультантами" были Женя и Алла. Я много чего не понимал, и они все время вмешивались в процесс. И приходилось постоянно искать золотую середину. Но форму выбрал я. И поэтому вы видите мужской взгляд на это явление. Мой взгляд дилетанта.
- А что, по-вашему, самое необъяснимое в любви между двумя женщинами?
- Необъяснимое? Это то, что девушки понимают, что все это лишь временно и все равно этим занимаются.
- Что временно? Женская любовь вообще?
- Ну да... Если женщины не такие дуры, то понимают это. Среди них ведь есть более или менее толковые, которые смотрят разумно на эти вещи. Ну, например, такие как Алла с Женей. Они разбираются в этом. На их примере я все это наблюдал. И много чего они мне рассказали, и из их рассказов я много чего понял.
- Что было самое необыкновенное и необычное, из того, что вы узнали?
- Я многое узнал. Я неожиданно погрузился в этот мир, который знал только по фильмам и анекдотам.
- Как вы подыскали место для съемок?
- Съемка проходила в доме, который снимали Женя с Аллой - у метро "Октябрьское поле". Обыкновенная совковая квартира. Мы повытаскивали все из комнаты, стянули матрас на пол, все убрали с окон. Плюс - такие советские обои. Получилась прекрасная декорация. Никакого аристократизма. Этакий совок: какая-то возня на полу. Но это любовь. На фотографиях выглядит красиво, хотя в жизни все наоборот. Но по-другому я снять не мог.
- А в жизни что?
- А в жизни, я думаю, как у любого человека, это все гораздо проще. Я же снял кино. Это - как стоп-кадры из фильма, на которых запечатлены самые красивые моменты. Потом - она поворачивается, а у нее страшная задница. Я этого не снял. Оставил только красивые кадры, так как это романтическая серия. А точнее, мое романтическое представление об этом. И по освещению она решена в моем ключе. Она таинственна. Там свет такой падает - полумрак. Одним словом - Любовь. Это лишь сказка.
- Это правда, что модели непрофессиональные?
- Жутко непрофессиональные. За время съемок мы многих поменяли. Сыграть хорошо получилось только у двух девчонок, которые живут за границей. За два часа съемок с ними мы отсняли столько, сколько не сняли за несколько дней. Остальные не могли сыграть чувства, а они меня интересовали в первую очередь. А изобразить чувства эти девчонки не могут, потому что у них нет любви. Они простые - не могут ничего в силу своего интеллекта. К тому же нет профессионализма, поэтому приходилось изворачиваться. Раз нет чувства, значит, - на снимке нет лица, а есть просто формы, тело, позы... А эти две девчонки из-за границы - раскованные очень. Не пошлые, а раскованные.
- Так это русские девчонки?
- Да, наши. Одна работает компьютерщиком в Сан-Франциско, вторая - где-то в Германии. Они, кажется, даже не лесбиянки. Просто отпуск решили провести вместе и в России.
- Вы эту работу показывали кому-нибудь из своих коллег или знакомых?
- Да показывал. Моя съемка формально не может не понравиться. Она красивая и все сделано хорошо. Единственный вопрос, который мучил меня самого, вопрос чисто этический - зачем ЭТО показывать? И зачем это надо было снимать? И это то, о чем меня тоже спрашивают. У меня друзья другие. Да и я вообще другие фотографии снимаю.
- Какой отклик наиболее запомнился?
- Была презентация книги Жени, и она украсила презентацию моими фотографиями. Я там никаких откликов не слышал. Публика была мне чужая и мне было неинтересно. Их мнение мне до лампочки.
Еще в кафе была выставка, и фотографии уже сняли... Там какие-то были отклики... Мне некому показывать свои фотографии...
- Почему? Ведь другие фотографии показываете?
- Мне негде их публиковать. Это первое. Нет журнала, который напечатает эти снимки. И нет публики, которая пойдет это смотреть.
- У меня сложилось впечатление, что вы с большим опасением затрагиваете гомосексуальную тематику. И что при этом вы чувствуете себя неуютно.
- Я неуютно? Нет, почему... Дело в том, что я ни в коей мере не увлекаюсь эротической фотографией. В творческом плане - мне это неинтересно. Мне интересно женское тело, вот я его и снял. И психологию, конечно, я снимаю. Мне интересен человек сам по себе. Если говорить о форме, то мне интересно женское тело в любом проявлении. Но вряд ли еще я этим буду заниматься.
- Почему?
- Нет никакой отдачи. Мне от этого нет никакой пользы - ни финансовой, ни моральной. Журнал накрылся после 17 августа. И я остался с этими фотографиями. И ношусь теперь с этими снимками, как с писаной торбой. Но просто выкидывать эти карточки не хочу. Мне жалко свой труд. Есть еще одна серия - лесбийское садо-мазо. Много фотографий, но тоже неясно, что с ними делать.
- Вас смущали обычные целующиеся девушки, а тут садомазохизм. Это же еще круче?..
- Да, это уже не романтическая сказка. Это более реальная. Но с элементами художественного вымысла. Ты не просто фиксируешь действительность, а вносишь что-то в нее. Если ты просто фотографируешь город, то это не искусство, это просто документ. Я занимаюсь другой фотографией. Мне важно выразить самого себя посредством снимка, создать какой-то образ, что-то придумать свое. А садомазохизм - это все условно, вы же понимаете. Там было все на грани... Но грани не переступали. Хотя бывали моменты, когда модели увлекались.
- А что за моменты?
- Например, во время съемки они увлекались, целуясь и истязая друг друга одновременно. А я снимал. И мне вдруг стало неприятно, потому что я неожиданно понял многое. Чисто человечески, почему нельзя снимать настоящий половой акт. Потому что это интимная вещь. Нельзя снимать, как люди занимаются по-настоящему любовью. Я ощущал себя - как... Ну, представьте, вы идете, а за углом целуется парочка взасос. И мне становится неудобно. Мне неловко, поскольку это интимное дело, и они выносят его на публику. И я уже отворачиваюсь. Я не буду людей рассматривать - это неприлично. А здесь - я должен снимать, как люди занимаются любовью. Но самое главное, они так не живут - они все это придумали. Вот если бы снять один день из настоящей жизни, из той жизни, который живут эти девчонки изо дня в день. Они не будут мазаться перед съемкой часами. Они будут такими как есть. Проснулась и ходит такая не накрашенная, но это интересно, потому что это жизнь. А то, о чем мы говорим с вами, все это был вымысел.
Я друзей снимать не могу. Как и свою жену, потому что знаю, что в жизни она гораздо сложнее. Потому я снял садо-мазо. Мне хотелось заглянуть в их мир глубже, а мне показывают кукиш! Не хотят пускать - встанем так, - а ты снимешь... А в жизнь пускать не хотят.
- Вы были беспристрастным наблюдателем или эта игра вас тоже вовлекала?
- Если говорить о первой съемке, то такие моменты были. Это же женщины, голые. Такие эротичные, очень любвеобильные, и это возбуждает. Но этого было так мало. Эмоционально, я, конечно, в этом участвовал. Я должен быть таким, прожить эту жизнь, чтобы снять все это. А во время "садомазо" они там плясали на столах, в общем, просто безумие какое-то. Там у каждого была своя роль, все были расставлены. Они увлеклись, а я сделал очень хорошие кадры.
- А какие роли они играли?
- Это было безумие какое-то. Это был финиш. Одни играли, другие плясали полуголые, третья - висела подвешенная на трубе. А Батаг стоял - посуду мыл.
- Вам не было в какие-то моменты страшно?
- Да, было. Все, что я чувствовал, я все равно не расскажу до конца... что я чувствовал и как отношусь. Тут надо либо говорить правду, либо вообще не говорить.
- А скажите правду...
- Это человеческое безумие. А к девчонкам, к счастью или, к сожалению, остались хорошие чувства. Мы расстались друзьями. У них своя жизнь, которая мне совершенно неинтересна. Но это происходит в отдельно взятой квартире. Никому при этом они не мешают. И это их личная жизнь, я это осуждать не собираюсь. Активно, во всяком случае.
- Скажите, а эти съемки как-то изменили ваше отношение к гомосексуалам?
- Наверное, что-то изменилось.
- В положительную или отрицательную строну?
- Я, наверное, стал больше понимать. Нет, хуже не стало...
- А вот есть в этом какой-то философский смысл в ваших работах? Я понимаю, что технически они безупречны... Ну вот, что вы хотели, чтобы повернулось в душе того, кто смотрит...
- Цели не было. Я просто хотел снять. Потому что я не знал, что это. То, что я хочу снять об этом, я могу снять только совсем с другими людьми. Как журналист, хроникер я бы хотел снять жизнь настоящую. Если бы мне предложили, то я бы снял... Это было бы интереснее. Это было бы не только для меня, но и для общества.
- А какая фотография, какой кадр из апельсинового безумия понравился больше всего...
- Там где поцелуй... Он мне меньше нравится... Хотя всем нравится, даже моим обычным друзьям. Есть кадр, где одна из девчонок смотрит в объектив. В ее глазах я вижу человека. И я вижу, что у нее интересное лицо, интересный взгляд. Я попросил взглянуть в объектив, и она сыграла... Она посмотрела. Это взгляд внутрь человека. И Она смотрит так, что в душе что-то происходит. И мне это нравится. Это невозможно повторить... Если я могу повторить кадр, то это точный признак того, что он неоригинальный...
Сергей Воронин готов участвовать в коммерческих проектах. А также, если Вы готовы участвовать в непостановочной съемке - пишите на адрес sergey_voronin@hotmail.com