На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
"Смотрите, Тиллманс - гей, и он здесь!"
Вольгфанг Тиллманс (Wolfgang Tillmans), знаменитый немецкий фотограф и лауреат премии Тернера, неизменно подчеркивает, что его гомосексуальная ориентация является ключевым элементом его личности, но не центральной темой его творчества.
Вольгфанг Тиллманс на фоне своей работы "Конец трансляции"
На "Манифесте" в Петербурге под его работы отведены два зала в Главном штабе. Они размещены таким образом, что возникает непосредственный диалог с висящими в соседней анфиладе картинами Анри Матисса. Для несовершеннолетних посетителей выставки маршрут через экспозицию проложен так, чтобы они не проходили через залы Тиллманса. Куратор Каспер Кениг (Kasper Kоnig) назвал это "уступкой существующим в российском обществе табу".
- Почему ты согласился участвовать в питерской выставке?
- Я вижу в этой выставке шанс и приглашение к дискуссии. Кроме того, когда начинаешь непосредственно работать на месте, встречаешь огромное количество прекрасных людей, критически оценивающих происходящее и ни в коем случае не поддерживающих систему. Если рассматривать всю историю в плоскости межчеловеческих отношений, то просто невозможно сказать этим людям: "Я бойкотирую, я не хочу с вами иметь дело".
-У тебя были сомнения насчет твоего участия?
- Да, я сильно сомневался. Сначала я отказался от приглашения, поскольку мне не хотелось быть этакой "вывеской", "мальчиком для обложки" - мол, посмотрите, Тиллманс - гей, и он здесь. В 2009 году, когда я участвовал в московской биеннале, я сам выбрал себе эту роль. Тогда эта тема еще не была у всех на устах. Я создал тогда пространство, которое однозначно считывалось в этом ключе.
С другой стороны, я понял, что могу принять участие в "Манифесте", не играя этой роли. Гомосексуальность - не главная тема моего творчества. Конечно, сексуальность и сексуальная идентичность - тема, проходящая через все мои работы. Но она никогда не развивается только в одном направлении.
- Созданное тобой пространство называется "Russian Room". Каково твое личное отношение к России? Была ли Россия для тебя важна в работе?
- Нет. Это моя пятая поездка в Россию за 15 лет. Я показываю на этой выставке как работы, сделанные специально для "Манифесты", так и фотографии, появившиеся во время моих прошлых поездок в 2005 и 2009 годах.
Не могу сказать, что я очень хорошо знаю Россию или глубоко погрузился в здешнюю реальность. Пожалуй, я в какой-то момент заставил себя интересоваться Россией. В последнее время мне кажется, что большое количество людей хотели бы обойтись без России. Я этого не разделяю. Я как раз всегда хотел ликвидировать на своей собственной карте это "белое пятно".
- Что тебя интересовало в России, вчера и сегодня?
- Разные вещи. Например, обращаешь внимание на огромное количество строящихся церквей. Это, конечно, странно для страны, где в течение 70 лет царил атеизм. Или на вид разваливающегося фасада, который, вместо того, чтобы укрепить, огораживают решеткой. Такие образы можно считать символическими и характеризующими состояние страны. Хотя, повторяю, я слишком мало знаю Россию, чтобы судить о ее состоянии.
Сзади меня - мои фотокартины из цикла "End of Broadcast" ("Конец трансляции", на заглавном снимке, прим. ред.). Они являются символом непонимания, невозможности отправить или принять сигнал. Символ вынужденного молчания, возможно, тоже. И конечно, эти картины символизируют также возможность цензуры, закрытия теле- и радиоканалов. Словом, в моем "Русском пространстве" я постарался собрать различные аспекты моих наблюдений и выстроить из них некое ощущение. Ощущение вполне отчетливое, но одновременно не являющееся каким-то окончательным утверждением.
- Ты доволен результатом?
- Да. Работа в сложной обстановке, об этом говорят и другие участники "Манифесты", как-то дополнительно заострила все чувства. Каждый из нас особенно напряженно думал о том, чтобы показать "правильные вещи в правильном ключе". У меня в распоряжении было два зала.
Первый зал - это мой взгляд на Россию. Второй зал - мой рассказ о телесности, дружбе, о теплом взгляде на другого, о нежности, которая касается всех, которая объединяет, а не разделяет. В этих работах очень много страстности, очень много "меня". Одна русская знакомая сказала мне вчера: "Вольфганг, оба твоих зала - постоянное чтение между строк. Так оно и есть. Если внимательно смотреть на мои работы, все становится ясно.
- Послания твоих работ могут считываться, а могут оставаться и скрытыми. Каждый видит свое...
- Открытость взгляда - это тоже политическое высказывание. Я был бы недоволен, если бы все видели одно и то же. Главная тема "Манифесты" - свобода искусства как таковая. В соседнем зале висят работы Анри Матисса. Как свободно мыслил этот художник! Что за формы картины он создал! И в моих работах речь идет, прежде всего, об искусстве.
Мы демонстируем здесь картины, фотографии, видео и скульптуры, а не делаем политических заявлений. Плохо то произведение искусства, которое является лишь подставкой для транспаранта "Я считаю Путина невозможным!". Хотя, конечно, сочетание фотокартины "Конец трансляции" с фотографией строящейся церкви на соседней стене можно считать политическим заявлением.
- Это твой ответ и тем в Германии, кто говорит: "Как же ты мог поехать в страну, где преследуют геев? Ты льешь воду на мельницу российской пропаганды"?
- Специфика ситуации заключается в том, что гомосексуальность как таковую в России не криминализируют. Но происходит попытка отыграть историю назад, снова поставить однополую любовь под запрет. Аналогичный процесс происходит, к сожалению, в некоторых странах Африки, наиболее шокирующим образом - в ЮАР. Но гомофобия - это не повод не выставлять работы в той или иной стране. Тогда пришлось бы отказаться и от выставок в некоторых штатах США, во всех исламских странах, в определенных церковных организациях и так далее.
Мне кажется, логика может быть другой: именно будучи человеком, открыто ведущим гомосексуальный образ жизни, я считаю правильным выставить свои работы в государственном российском музее. Тем более, что мне не предъявляли никаких требований, я мог открыто сказать все, что могу.
Анастасия Буцко Deutsche Welle Фото dw.de, Wolfgang Tillmans 25 июля 2014 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".