Французского фотографа американского происхождения Роя Стюарта (Roy Stuart), известного также в качестве режиссера, часто обвиняют в порнографии. Но кого в ней только не обвиняют!
Уже ставшие болезненными понятия эротики и порнографии слишком размыты. Оба они отсылают к сексуальному опыту, но эротика не имеет развития, она застывает во времени, лишь только намекая на идею полового акта, она имеет дразнящую функцию "висит груша - нельзя скушать" и заставляет любоваться телом, потому что ничего другого просто не остается. И это свойство считается облагораживающим. Тогда как порнография позволяет увидеть, что можно сделать с этой грушей, и даже почувствовать себя соучастником данной "расправы".
Впрочем, тут возникает вопрос: а действительно ли созерцание эротики является столь безобидным? Не выстраивается ли в этот момент в воображении человека та самая гадкая порнография? Все же это вещи чисто физиологические, не имеющие никакого отношения ни к моральным устоям, ни к уровню образования. Возможно, наша основная претензия к порнографии и нежелание считать ее искусством заключается именно в том, что она крадет нашу фантазию?
Основным производителем и потребителем эротического мифа является слабый пол. Когда женщина считается себя сексуальной, чаще всего она подразумевает под этим именно ту самую эротичность, то есть безнаказанную, дразнящую функцию, отсылающую к каноническим романтическим сценам. Наряжаясь в откровенное декольте или короткую юбку, она скорее мнит себя "хорошо вооруженной", нежели беззащитной, поскольку чаще всего не совсем правильно оценивает "глубину" мыслей мужчины на свой счет. Она ориентируется на женские романы и фильмы, а подлинное мнение предпочитает и не знать, поскольку для нее оно входит в разряд гадостей и пошлостей.
Такие женщины Роя Стюарта не интересуют вовсе. Модели приходят сами, отлично зная, что ему от них нужно. Это совсем другая эстетика - эстетика вуайеризма. Фотограф снимает якобы подсмотренные сцены, иногда герои его замечают, иногда как будто бы нет. Но чувствуется, что у милой азиаточки нечаянно сползли трусики, не потому что она зачиталась книгой, а другая -неприлично расставила ноги, не просто заболтавшись с подругой и позабывши о длине своей юбки. Во всем этом кроется коварный план соблазнения, причем не соблазнения на поход в ресторан в обмен на ночь любви, а именно что агрессивная приманка на "вульгарный" половой акт.
Не сразу понимаешь, о чем пять томов альбомов TASCHEN и серия фильмов Роя Стюарта, включая последний "The Lost Door" (помимо прочего Стюарт считается и режиссером, вообще, его фотографии достаточно кинематографичны), но через какое-то время приходит осознание, что вся эта "порнография" не вызывает особо никакого желания, как и эстетического удовольствия. Не даром там часто возникает садомазохистский мотив с женщиной-госпажой и различные групповые сцены, просто все эти фурии с густым черным мехом на киске, на котором сразу же фиксируется взгляд, излучают подлинный ужас безумия. Фотограф боится этих женщин, боится секса как навязчивой идеи, психического заболевания, нимфомании. Девушки приходят к нему с желанием сняться голой в особо непристойной позе, и он снимает, но не без страха и порой даже с некоторым отвращением.
И дело тут опять не в каких-то моральных нормах, пресечении сексуальной свободы или чего-то такого. Это просто испуг перед лицом безумия и реквием перед тотальной утратой невинности этого сумасшедшего мира. Не очень-то жизнеутверждающая "порнография".