Влияние Платта Лайнса на фотографию XX века огромно. Лайнс вывел из подполья жанр мужского ню, привнес в фотоискусство сюрреализм, запечатлел почти всех знаменитых современников, внедрил множество технических новинок, без которых сейчас не обходится ни одна фотостудия.
В НАЧАЛЕ
Осенью 1926 года Лайнс переехал в Париж. У него было две цели - изучить французский и получить рекомендации для поступления в Йельский университет. Затея с рекомендациями провалилась и родители отправили незадачливого отпрыска пожить у богатых родственников. В Париже Лайнс познакомился с Гертрудой Стайн и был принят в ее круг. К увлечению "Бэйби Джорджа" писательством, как и к нему самому Гертруда всерьез не относилась.
Долгожданное зачисление в Йельский университет не принесло радости ни самому Джорджу, ни его родителям. Ему, потому что всё - и студенты и расписание - показалось Лайнсу скучным, а родителям, потому что Джордж покинул университет, фактически не начав учиться. Но отец и мать все-таки настояли на учебе, и Джордж поступил в Колумбийский университет на курс торговли книгами. Вскоре он стал известен в художественных салонах Нью-Йорка. Жил он в это время в доме родителей в Инглвуде, Нью Джерси.
ТРОЕДжордж влюбился в Монро с первого взгляда. Гленуэй не возражал против страсти, вспыхнувшей в молодом писателе, и весной 1928 года Платт Лайнс переехал к ним в Париж. Ему было 20, Уилеру 26. Вместе с Уилером и Вескоттом Джордж поселился в Вильфранч, на Французской Ривьере, и здесь продолжил карьеру писателя. Уилер ни тогда, ни позже не ушел от Вескотта и мужчины так и прожили втроем последующие... пятнадцать лет.
Джордж не собирался становиться профессиональным фотографом. Но несколько снимков, среди которых фотографии Жана Кокто и Гертруды Стайн, оказались очень удачными, и трио решило, что Лайнс будет фотографом. Он стал делать художественные фото фасадов зданий, скульптур, надгробий, а также фотографировать своих друзей в Инглвуде.
Летом 1931 года, во время поездки во Францию, Лайнс познакомился с владельцем галереи Жюльеном Леви. Леви заинтересовался его фотографиями и предложил устроить выставку, которая оказалась как нельзя кстати, так как Платт Лайнс крайне нуждался в деньгах, а Великая депрессия все усиливалась.
Осенью того же года Джордж вернулся в Нью-Йорк полный решимости сделать карьеру фотографа. В феврале 1932 года Жюльен Леви представил на выставку работы Лайнса. Среди них были фотографии и несколько сюрреалистических полотен, которые Платт Лайнс и Леви создали вместе. Затем последовала выставка в Музее современного искусства.
Летом 1932 года Лайнс еще раз съездил во Францию, где сделал много портретов известных людей. Там же он познакомился с Катериной Анн Портер, ставшей впоследствии известной писательницей, а также другом Джорджа. В декабре умер отец Лайнса, и мать вернулась в Массачусетс. Платт Лайнс остался один, без дома и какой-либо финансовой поддержки. Теперь рассчитывать приходилось только на себя.
ГОДЫ УСПЕХАМонро Уилер и Гленуэй Вескотт в том же году решили переехать из Парижа в Нью-Йорк, и Платт Лайнс нашел квартиру, где они могли жить втроем. В квартире на 89-й улице они прожили почти десять лет.
Несмотря на Великую депрессию, дела у молодого фотографа шли хорошо. Работы того периода находились под явным влиянием сюрреализма. Лайнса вдохновляли и мэтр сюрреализма Дали, и представитель романтического ответвления Павел Челищев, и так называемые магические реалисты Поль Кадмю и Джаред Френч.
Помимо творческих находок, Лайнсу принадлежат несколько технических открытий в области фотографии. Одно из них - идея светового круга для уничтожения теней и морщин на лицах и телах объектов съемки. Техническая новинка особенно пришлась по вкусу немолодым дамам и сделала Лайнса еще более популярным портретистом. В течение 1930-х годов Платт Лайнс был одним из наиболее востребованных фотографов в мире моды. Его освещение показывало любое платье, шляпу или аксессуар как нельзя лучше, а остроумное использование реквизита для создания сюрреалистического оформления заставляло любую вещь выглядеть особенно актуальной.
Благодаря Уилеру и Вескотту Лайнс всегда был в курсе самых современных тенденций, а личное знакомство с законодателями моды в искусстве способствовало формированию собственного вкуса, воображения и индивидуальности в фотографии.
В это время Монро Уилер, во многом благодаря Линкольну Кирстейну, поступил на должность директора по публикациям в Музей современного искусства. Продвинувшись в карьере, он, в конце концов, стал главным организатором выставок. Организованная им в 1936 году выставка "Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм" включала работу Лайнса "Лунатик". А спустя два года, на выставке "Фотография: 1839-1937" были выставлены уже четыре работы Джорджа. Это укрепило статус Лайнса как фотографа-художника.
Переехав в студию на Мэдисон Авеню, Лайнс вплотную занялся фотографиями в жанре мужского ню. В то время выставить или продать подобные работы было невозможно. Сделав серию фотографий на мифологические сюжеты, Лайнс на время отказался от работы с обнаженными мужчинами. Его большим увлечением в то время стала Лори Дуглас - молодая модель, только-только приехавшая в Нью-Йорк. Благодаря Лайнсу, который сделал из нее топ-модель, Дуглас стала получать высокие гонорары и продвигаться в карьере.
В конце 1941 года была объявлена война Японии. В Европе бушевала война, и многие из знакомых Платта Лайнса поступили на военную службу. Джорджа в армию не взяли. И хотя матери он сказал, что отказ был вызван проблемами со здоровьем, на самом деле его не взяли из-за того, что он гей.
Несмотря ни на что, этот период стал для Лайнса одним из самых удачных. Он сделал ню молодых гимнастов Чарльза "Текса" Смутни и Чарльза "Бадди" Стенли, а также своего нового ассистента Джорджа Тиченора. В Тиченора, мрачного молодого красавца, Лайнс был безответно влюблен. Глухой на одно ухо, Тиченор, не мог вступить в действующую армию и записался на службу в госпиталь, который вскоре отбыл в расположение британских войск в Северной Африке. Там он и погиб во время воздушной атаки на транспортную колонну госпиталя.
Платт Лайнс быстро утешился, завязав роман с младшим братом своего погибшего ассистента, Джонатаном Тиченором. Джонатан был более уступчивым и в итоге стал любовником Платта Лайнса. В 1944 году двое мужчин поселились вместе на Парк Авеню, что вызвало замешательство у Монро Уилера и Гленуэя Вескотта.
В конце войны карьера Платта Лайнса развивалась весьма успешно, так же как и совместная жизнь с любовником в богато обставленной новой квартире, но этому не суждено было продлиться долго.
ЗАКАТДолго не раздумывая, он решил переехать из несчастливого для него Нью-Йорка в Калифорнию. Журнал Vogue предложил ему должность руководителя студии в Голливуде, и он принял это предложение.
Джордж уехал из Нью-Йорка с многочисленными долгами, а также в полной иллюзии относительно прочности своего положения в качестве руководителя студии. Вскоре интерес к нему действительно стал угасать. Причиной тому стало появление фотографов Ричарда Аведона и Ирвинга Пенна, которым вскоре предстояло заменить Лайнса в Голливуде.
Тем временем, в Калифорнии Платт Лайнс усугубил свои проблемы, взяв долг на покупку большого дома. Это нанесло тяжелый удар его финансовому положению. Несколько превосходных портретов знаменитостей, среди которых Томас Манн, Игорь Стравинский, Олдос Хаксли и Кристофер Ишервуд, не принесли коммерческого успеха. Но финансовые потери не повлияли на качество работ Платта Лайнса. В своем большом пустом доме он сделал запоминающиеся фотографии мужской пары (Питера Хэнсона и Ричарда Сиссона), а также много прекрасных ню.
В это время в его жизнь вошел Рэнди Джек, недавно уволившийся из ВМФ. Он стал любовником Платта Лайнса и начал карьеру балетного танцовщика. Летом 1948 года Платт Лайнс вернулся в Нью-Йорк вместе с Рэнди. Но в Нью-Йорке Джек начал карьеру модели и вскоре покинул своего любовника. Лайнсу поступало немало предложений о работе. В основном от небольших рекламных журналов. Принимать подобные предложения Лайнс считал ниже своего достоинства и, соответственно, финансового положения он также не поправил.
В 1951 году Платт Лайнс решил сократить расходы и переехал в очень недорогую квартиру в районе 50-х улиц. Попытки сэкономить свелись к нулю после изысканного ремонта, затеянного художником в квартире. Лайнс оказался в необычном положении - он был очень известным и популярным фотографом без работы и средств к существованию.
Именно в это время Джордж сделал лучшие фотографии в жанре ню. Ситуация способствовала этому. Окруженный симпатичными молодыми мужчинами, Лайнс имел время и возможность много фотографировать. Правда из-за отсутствия денег ему приходилось пользоваться недорогими бумажными негативами. В конце концов, в 1951 году, он обанкротился, и его студийное оборудование было выставлено на аукцион. Брат Лайнса выкупил оборудование и дал его Джорджу во временно пользование.
Зимой 1953-54 года Платт Лайнс дважды перенес пневмонию. Вместе с идущей на закат карьерой и запутанными чувствами пришли другие беды. В феврале 1955 года он снова заболел, а три месяца спустя, во время операции, у него обнаружили раковую опухоль в легком. Опухоль была такой большой, что делать операцию было бесполезно.
Франсуа Рейшенбах, друг Лайнса, пригласил его провести осень в Париже и оплатил авиабилет. Это была грустная поездка для безнадежно больного человека. Перед отъездом из Парижа Платт Лайнс сфотографировал симпатичного молодого легионера на балконе. Это была его последняя фотография. Он вернулся в Нью-Йорк в конце октября и вскоре был госпитализирован. Последние дни он был в коме и 6 декабря 1955 года, в возрасте 48 с половиной лет, Лайнс скончался. Похороны Платта Лайнса были пышными, проститься с ним пришли известные модели, знаменитые люди, просто симпатичные мужчины и его старые друзья.
Как это ни печально, но после кончины фотографа о его творчестве почти забыли. И лишь в 1982 году, после выхода в издательстве Twelvetrees Press (Санта Фе, Нью Мексико) большой роскошной книги фотографий Лайнса к его работам вновь стал пробуждаться интерес. Конечно, многие специалисты и коллекционеры оставались верны таланту Платта Лайнса на протяжении почти тридцати лет, но широкой аудитории он оставался неизвестен.
НЮОбнаженными для Платта Лайнса позировали все - друзья, родственники, любовники, приглашенные модели, танцоры и художники. Любовники приглашали своих любовников и в своей фотостудии Джордж увековечивал их. Так были сделаны снимки Хосе Мартинеса, близкого друга Линкольна Кирстейна, Монро Уилера, Гленуэя Вескотта и многих других.
В сороковые годы Лайнс стал уделять все больше внимания освещению и формам. Благодаря новому увлечению движением появилась прекрасная серия снимков Чарльза "Текса" Смутни и Чарльза "Бадди" Стенли. Он просил молодых людей принимать различные гимнастические позы и делал снимки фотоаппаратом, расположенным под низким углом. Таким образом Лайнс нарушал собственное правило не отображать на одной фотографии лицо и гениталии модели. Платт Лайнс не сделал ни одного порнографического снимка, хотя из его писем ясно следует, что по крайней мере одна фотосессия, в которой принимали участие двое мужчин, закончилась групповым сексом.
Несмотря на повальное увлечение сюрреализмом, которого не избежал и Лайнс, в работах с обнаженным мужским телом Джордж всегда оставался идеалистом. Он следовал классической концепции изображения ню. Этюды Лайнса не были портретами-характеристиками, они всегда отражали идеальную красоту человеческого тела. Эротическая энергия, исходящая от его моделей, никогда не перекрывает их античной красоты.