Фотографа Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki) в праве можно назвать одной из ключевых фигур второй половины XX века не только для Японии, но и для Запада. Взращенная им эстетика активно эксплуатируется и по сей день. Немалую часть порноиндустрии и эротики занимают так называемые "азиаточки", потому что японский колорит всегда добавляет стиля, а древний миф о мудрых белокожих гейшах - благородства сексуальным фантазиям.
Мы даже можем сказать, мол, чего сложного: снял узкоглазую красавицу, и считай - отличный кадр обеспечен. Но было бы это так, если бы в нашем сознании еще не существовало пласта ассоциаций, созданного Араки? Это предположение направлено вовсе не на сведение творчества фотографа к так называемым низким жанрам, а лишь на очерчивание границ его влияния.
Многие выставки Араки закрывались из-за обвинений в порнографии и унижению слабого пола. Это, конечно, полная глупость, потому что никто другой, как писали в советских книгах, так не воспевал тонкую фарфоровую красоту японской женщины и ее вожделенность. Веревки, стягивающие тела девушек, являются лишь отголоском строгих и тесных кимоно, и лица "жертв", опять же пользуясь пафосными формулировками, сохраняют достоинство.
О фотографиях Араки не хочется говорить в игривых терминах "похотливые", "сиськи", "киски". Они представляют сексуальное влечение как момент вполне естественный, но одновременно и сакральный. Это не латексный попсовый садо-мазо, это - попытка подчеркнуть эстетику ритуала кинбаку - японского искусства эротического связывания. С другой стороны, его снимки не трагичны и не серьезны до скукоты, в них скрывается очень тонкая восточная ирония над сексуальным сознанием. Фотографии невероятно эротичны и будоражат не только воображение, но при этом они совершенно сюрреалистичны и абсурдны: связанные и подвешенные в пространстве полуобнаженные женщины с надменными лицами. Абстрактность влечения Араки подчеркивает и снимками цветков, в очертаниях которых лишь угадываются вагины.
Кинбаку ("веревочное искусство"), на Западе относимое к практике "бандажа", является древней традицией сексуальных игр с рабынями. Считается, что это искусство состоит "в одной связке" с анимистическими верованиями синтоизма, который то ли пришел из Китая, то ли зародился прямо на Японских островах - вопрос до сих пор спорный. Важно, что это - древняя, можно сказать, языческая тема. Говорят, что связывать своих пленников хитрыми узлами и водить их по улицам города, чтобы похвастаться умением обращения с веревками, было модно в незапамятные времена, и эта страсть к "запутыванию" и "стягиванию" перешла даже, как мы уже рискнули предположить, в искусство ношения кимоно.
Эротическое связывание происходит красиво, медленно, особыми узлами и специальными веревками. Есть несколько степеней мастера кинбаку. Нельзя сказать, что манипуляции с веревками и телом полностью чужды западной христианской культуре - достаточно вспомнить любимый образ Святого Себастьяна, различные самобичевания и вериги. Другое дело, что понятие наслаждения от процесса - эротического и сексуального - само по себе греховно. Именно поэтому связывание в целях любования и страдание воспринимаются лишь как насилие над бедной жертвой, грязная сексуальная патология. В ходе японского кинбаку в экстаз входит не только "несчастная" девушка, но и ее "мучитель", что может закончится и его желанием оказаться в путах. То есть это - совершенно понятная для японской культуры практика, носящая лишь символические отголоски унижения или даже добровольного подчинения.
Нобуёси Араки родился в Токио в 1940 году, с детства увлекался фотографией, но серьезно занялся ей лишь в университете, где учился на инженера. Он почти сразу попал на работу в одно из крупнейших рекламных агентств мира Dentsu, где трудился два года. 1970 стал решающим в его жизни: он издал ограниченным тиражом свою первую книгу Xeroxed Photography Book (он разослал ее своим друзьям, критикам и случайным людям из телефонной книги) и познакомился с будущей женой (секретаршей в агентстве) Йоко Аоки (Yoko Aoki). По итогам свадебного путешествия Араки выпускает книгу Sentimental Journey с интимными фотографиями молодой супруги.
В 1979 Араки открывает в Нью-Йорке при поддержке Международного Центра Фотографии шоу Japan: A Self-Portrait, тогда же в журнале SM Sniper появляется первая серия фотографий про кинбаку. К 1981 фотограф уже смог себе позволить завести собственную компанию Araki Limited Company, в которой разрабатывается особый стиль слайд-шоу Arakinema (сложные манипуляции с двумя проекторами). Однако попытка снять pink film (японское легкое порно или, выражаясь более профессионально, софткорный сексплотейшн) закончилась для фотографа провалом. Все-таки Араки оказался мастером статики.
В 1990 году от рака скончалась его супруга, Араки запечатлел последние дни жизни жены в альбоме Winter Journey. Надо сказать, что и сам фотограф страдает этим жутким заболеванием.
Нобуеси Араки издал более 350 альбомов и каталогов, снимал знаменитостей: Бьорк, Леди Гагу, участвовал в создании аниме, провел кучу выставок. Его работы хранятся в таких серьезных собраниях как галерея Тейт и Музей современного искусства в Сан-Франциско. Благодаря своей безупречной технике и волнующей теме, Араки умудрился получить арт-канонизацию еще при жизни и стать настоящей живой легендой искусства не только в Японии, но и на Западе.