Галерея Гари Татинцяна в Москве представляет ярчайший арт-проект - выставку Ясумасы Моримуры (Yasumasa Morimura) "Театр одного художника". Восхитительный синтез живописи, скульптуры, японского театра кабуки и постановочной фотографии привлечет как поклонников современного искусства, так и адептов классической художественной школы. Различные образы сливаются в единый спектакль, неизменно собирающий аншлаги в этом театре одного актера.
Ясумаса Моримура родился в 1951 году в японском городе Осака. Получив отличное образование в Университете Искусств в Киото (Япония), продолжил свое обучение в США (Колумбийский Университет).
Взаимопроникновение культур Запада и Востока, вечный танец инь-ян слились у Моримуры в великий симбиоз искусства. Западная стилистика китч-арта подвластна художнику с Востока так же, как подвластно ему время, открывающее свои невидимые границы последователям дзэн. От полотен Рембрандта, Леонардо Да Винчи, Ван Гога, Гойи, Фриды Кало Ясумаса Моримура доходит до перевоплощений в культовые фигуры общества постмодерна. Мерилин Монро, Вивьен Ли, Лайза Минелли - роскошные героини ушедшей эпохи словно возвращаются к нам в этой неистовой картинной травести.
Тот, кто более-менее знаком с современными российскими арт-тенденциями, непременно вспомнит и о последователях Моримуры в России - широко известной по глянцевым фотопостановкам Екатерине Рождественской и одиозном персонаже современной арт-сцены Владе Мамышеве-Монро. Не пытаясь сравнивать творения художников, позволю себе заметить, что автопортрет японца в образе Мерилин в развевающемся платье не может не поражать.
Процесс творения восточного короля китча длителен и довольно сложен. Вот как его описывают в анонсе выставки: "На первом этапе художник создает декорации из глины. После тщательной обработки скульптура обретает цвет. На следующем этапе художник становится актером, перевоплощаясь при помощи грима и костюма. Кульминация этого действа фиксируется на пленку, и лишь на завершающем этапе корректируется при помощи современной техники. В результате рождается некий синтетический продукт, в котором спаяны воедино искусство театра, скульптуры, живописи и фотографии".
В Галерее Гари Татинцяна представлены серии фоторабот, интерпретирующих полотна великого испанского художника Франциско Гойи и легендарной мексиканки Фриды Кало.
Альбом гравюр Гойи "Капричос" обыгрывается в стилистике, вызывающей аллюзии на японский традиционный театр. Но - бесы и полубезумные старухи Гойи превращаются в мрачных ритуальных демонов. Уникальные офорты эпохи кризиса испанского феодализма причудливо возрождаются через призму мировосприятия современного художника, вышедшего из совершенно иной культуры.
"Внутренний диалог с Фридой", появившийся после 10-летней работы, создавался в 2001 году. Примерно тогда же снимался байопик "Фрида" - голливудская попытка рассказать бурную и драматическую историю жизни выдающейся художницы в киноформате. Смешение, взаимопроникновение и единение культур, времен, полов - все это в полной мере присутствует в творчестве Моримуры.
Работы Ясумасы Моримуры участвуют практически во всех международных биеннале современного искусства, выставляются в постоянных экспозициях музеев с мировым именем - таких, как Museum of Modern Art, New York; Guggenheim Museum, New York; Museum Ludwig, Koln; SFMOMA, San Francisco; Museum of Contemporary Art, Tokyo; National Museum of Modern Art, Kyoto; Tokyo Metropolitan Art Museum.
В Москве выставка работ Ясумасы Моримуры продлится до конца осени.