Катрин Опи (Catherine Opie) родилась в 1961 году в Огайо. В детстве она была потрясена фотографиями Льюиса Хайна, и потребовала себе от родителей на девятый день рождения фотоаппарат. Она немедленно начала фотографировать свою семью и соседей и, по ее словам, "в основе того, что я делала и делаю до сих пор, - это хождение с камерой, чтобы описать мои взаимоотношения с миром и тем местом, где я живу".
В 18 лет она переезжает в Сан-Франциско, где начинает профессионально учиться фотографии. Ее первая выставка произошла в 1991 году в Нью-Йорке, в "494 Gallery", но более пристальное внимание к ее работам появилось после участия в Whitney Biennial в 1995 году.
Будучи открытой лесбиянкой с садомазохистскими наклонностями, она известна своими откровенными, но в то же время очень нежными портретами участников различных маргинальных сексуальных сообществ, которые своим существованием подрывали миф о гетеросексуальной сути Америки.
Первая же серия Опи ("Being and Having", 1991) представляла собой 13 концептуальных фотопортретов ее подруг-лесбиянок с различными "атрибутами" маскулинности на лице, типа наклеенных усов и мужских стрижек, тем самым поднимая вопрос о стабильности, цельности и естественности гендерных идентификаций. Связанная не только с феминистскими теориями, актуальными для этого периода американского искусства, эта серия также описывает лесбийскую субкультуру "Daddy/Boy", в которой ежедневное переодевание в мужчину является регулярной практикой.
Цикл "Портреты" был сделан в 1993-97 годах и запечатлел садомазохистскую субкультуру Сан-Франциско, участником которой была Опи. Ее не устраивало, как субкультура представлена в массовой культуре: "Я решила сделать работу, которая рассказывала бы о моей сексуальности, существующей внутри мира SM, кожи и тому подобного. Вместо того, чтобы показать только татуировки, пирсинг и шрамирование (т.е. внешних атрибутов), я хотела сделать серию портретов участников этого коммьюнити".
И действительно, различные цвета задников и благородство поз моделей напоминают о картинах Северного Возрождения. "Мои друзья - моя августейшая семья" любит говорить Опи. На этих фотографиях часто нельзя определить биологический пол портретируемых. Эта неопределенность подталкивает к размышлениям и о зыбкости и условности общепринятых, ограничивающих нормах повседневного внешнего вида, и о смелости самих моделей, сознательно выбравших внешний вид, соответствующий их представлениям о красоте и идущий вразрез с устоявшимися образами красоты. Тем самым, построение такой альтернативной идентичности и выстраивание вокруг нее различных форм самоорганизации, конвертируется в политическое высказывание о свободе и выборе.
Цикл "Автопортретов" состоит из отдельных снимков, и формально не является серией. Но собранные вместе, автопортреты дают динамический портрет Опи, развернутый во времени. В "Self-Portrait/Cutting" (1993) изображена спина художницы в манере классического женского ню на фоне зеленоватого задника. На спине художницы вырезан бритвой идиллический "детский" рисунок - две женщины, держащиеся за руку, на фоне домика и солнца. Кровоточащая на холсте-коже, эта кажущаяся недостижимой на тот момент мечта отражает весь комплекс ее желаний и переживаний, связанный с невозможностью жить "нормальной жизнью" с семьей и домой.
В другом автопортрете ("Self-Portrait/Pervert", 1994) лицо художницы скрыто за маской, руки проткнуты множеством хирургических игл, а на ее груди вырезано слово "перверт". Он еще больше наполнен физическим дискомфортом, как и с точки зрения модели, безусловно испытывающей боль, так и со стороны зрителя, который вынужден принять ее, другой образ жизни, в котором сознательная боль может иметь место. Тем не менее, зритель не видит ее лица и не способен различить ее эмоции в момент снимка.
Финалом этого "цикла" становится "Self-Portrait/Nursing" (2004) - портрет художницы, кормящей грудью своего сына. Предельно честный по отношению к себе, он наполнен спокойствием, возникающим в момент, когда мечта становится реальностью (она купила дом, в котором живет с художницей Джули Барлей), а сознание входит в гармонию с внешним миром. "Self-Portrait/Nursing" определяет те позитивные изменения, которые произошли в обществе за 10 лет, прошедшие с момента съемки "Self-Portrait/Pervert".