Не успела еще Мадонна доехать до Осаки, плакаты "Confessions Tour" еще не заклеили рекламной дрянью, а в Москве снова появился повод заговорить о своеобразном способе госпожи Чикконе привлекать к себе внимание. Только на этот раз разговоры звучат тише, и религиозные экстремисты не занимаются на центральных улицах своими "богоугодными" делами.
Когда в Москву начали прибывать первые ласточки гастрольного оборудования, а массмедийная истерия на тему "прилетит или не прилетит" переживала апогей, в галерее Гари Татинцяна открылась выставка известнейшего fashion-фотографа (теперь его впору называть "мастером на все руки") Стивена Кляйна (Steven Klein), не один год сотрудничающего с Мадонной. Их совместная работа, представленная москвичам, называется "X-STaTIC PRO=CeSS". На русском это бы звучало как "Процесс, проникнутый экстазом" - название, наиболее удачно объясняющее то, что в конечном итоге открывает для себя зритель.
Нельзя сказать, что зритель самолично испытывает нечто подобное исступлению. Скорее это присутствует в качестве мотива, побудившего Кляйна создать столь неоднозначные в своей культурной ценности произведения. Смелость автора, эклектичность символов, вычурный эпатаж - пожалуй, единственное, что объединяет все представленные работы. В каждой из них можно уловить скрытый посыл: "Мы хотели всех удивить, но сейчас с этим очень сложно. Постарайтесь все же удивиться, увидев эти странные коллажи".
Выставка талантливого фотографа (если судить по предыдущим работам и заоблачным гонорарам) встречает посетителей тремя видео-инсталляциями. На первой, объектом внимания становится пульсирующая гигантская почка из учебника анатомии, которая висит в белой рамке на обшарпанной стене, рядом с закрытой дверью. Это сопровождается стуком, выстрелами и звуком шагов. Сам Кляйн эту работу назвал "портретом войны", где смыта кровь, но еще звучат выстрелы. Однако, согнутая в три погибели женщина, лежащая на столе, рождает ассоциации совершенно другого рода.
Еще одна видео-инсталляция остается в памяти кадром фильма "С широко закрытыми глазами". Темный подиум, Мадонна стоит с обнаженной грудью, в маске, опустившись на руки, и здесь же рядом застыла собака и ярко пылает огонь. Но более всего завораживает звуковой ряд: госпожа Чикконе с чувством зачитывает тексты святого писания. "Ребята повеселились от души, - думается пришедшим. - Хорошее же у них хобби. Всем бы такое".
В подвальном помещении, куда ведет черно-желтая полоса, располагается спонсорский стенд и вторая часть выставки - фотоработы из серии "Коридор" ("Hallway"). Проходя вдоль белой стены, посетитель поочередно рассматривает 15 черно-белых фотографий, которые, если поместить их по порядку, напоминали бы комикс "Мадонна в образе Ренаты Литвиновой". Вглядываясь в смазанные контуры и стараясь не обращать внимания на собственное отражение в стеклах, отделяющих зрителя от госпожи Чикконе, остается только удивляться, как могли попасть сюда эти фотоработы. Ведь, на самом деле, подобные кадры получаются у всех, кто впервые берет в руки фотоаппарат-мыльницу и фотографирует невменяемых женщин, не глядя в объектив.
Я более чем уверен, что мой сосед, хорошо отметив очередной шумный семейный праздник, вооружается фотоаппаратом и делает снимки того же качества и эстетической ценности. Вместо Мадонны, глядящей в потолок, на цветных снимках получается пьяная и веселая тетя Надя, волосы которой так же растрепаны, воротник так же помят и в глазах то же желание отложить до утра мытье грязной посуды. Только сосед с женой не претендуют на персональные выставки и мировую славу, хотя их жизнь не менее интереса и разнообразна.
Остальные немногие работы, привезенные в Москву, лишь закрепляют общий экстатичный настрой Кляйна - декаданс, черный гламур, холод и странная игра в реализм - стиль, который оттачивался фотографом годами на ярмарках, вечеринках, в больнице для душевнобольных. Это сложно сказать о других работах автора. Выставленное в Москве скорее попытка найти себя в новом жанре, который вряд ли будет понят и восторженно принят российской публикой, и уж наверняка не сделает Кляйна вторым Энди Уорхолом - силенок все-таки маловато. Кляйн автор другого времени и другого жанра, который в полной мере проявляется роскошным безумством ярких фотографий, сделанных для альбома "Confessions on a Dance Floor".
На текущей московской выставке Кляйна, приуроченной к приезду американской мегазвезды, номинально представлены 28 фотографий и 3 видео-инсталляции. Это лишь небольшая часть всех совместных работ Кляйна и Мадонны. И на мой взгляд, далеко не лучший пример творчества фотографа с мировым именем. Скорее всего, проказ был запланирован в качестве бесплатного приложения к концерту в Лужниках - своеобразным подарком тем, кто хотел увидеть Мадонну, но пожалел денег на билеты. Эта бюджетность и лаконичность, похожая на промоакцию с размещением в журналах пробников шампуня, оставляет впечатление незавершенности. Поэтому на выходе многие думают: "Уж лучше бы за деньги, но увидеть другого Кляйна".