Ларри Кларк (Larry Clark) известен нам как режиссер жесткой драмы 1996 года "Детки" (Kids), давшей миру актрису Хлои Савиньи (Chloe Sevigny), сыгравшую в нем роль зараженной ВИЧ беременной девушки. Но в истории мирового искусства Ларри Кларк прославился, в первую очередь, как один из важных фотографов своего поколения, сфокусировавшийся на темах подростковой сексуальности, насилия и употребления наркотиков и опасностей, грозящих мальчикам-подросткам со стороны общества, их уязвимости.
Ларри Кларк родился в Тулсе, Оклахома, в 1943 году. Его мать работала приходящим фотографом, делала портреты маленьких детей, и Кларк, помогая ей с 13 лет, осваивал фотосъемку. В возрасте 16 лет вместе со своими друзьями он начинает употреблять амфетамины. В 1961-1963 годах Кларк учится фотографии в Лейтоновской художественной школе в Милуоки, после чего снова приезжает в Тулсу, где документирует жизнь своих друзей-наркоманов, охотно ему позирующих.
Затем Кларка призывают в армию, и он отправляется воевать во Вьетнам. В 1971-м, после возвращения на родину, он публикует свою первую книгу "Тулса" (Tulsa), состоящую из черно-белых фотографий (они снимались с 1963 года), которые демонстрируют реальную историю употребления наркотиков его приятелями - от стадии наивного идеализма и экстаза к последующей травме и паранойе.
Следующей фотокнигой Ларри Кларка становится "Подростковая похоть" (Teenage Lust, 1982). Это своеобразная автобиография подросткового периода, рассказанная через изображения других людей. Кларк включил в нее кадры, не вошедшие в первую книгу: снимки своей семьи, новостные вырезки из прессы, а также изображения нового поколения тинэйджеров Тулсы и юношей-проституток с Таймс-сквер в Нью-Йорке. Третья книга Кларка - "Идеальное детство" (1992), посвящена юношам-преступникам и моделям со страниц таблоидов, которых, по словам фотографа, "сексуализировали и демонизировали" масс-медиа.
Последняя выставка Кларка, ретроспектива в парижском Музее современного искусства, началась с грандиозного скандала. По требованию мэрии, через несколько дней после открытия, вход на выставку был закрыт лицам до 18 лет с мотивацией, что представленные фотографии могут нанести вред несовершеннолетним. Таким образом, образовался парадокс: молодые люди соответствующего возраста не могут посмотреть на жизнь своих ровесников, пусть и показанную предельно откровенно.
Впрочем, для французской культуры тема педофилии стоит сейчас довольно остро: несколько лет назад инициативная группа выдвинула обвинения группе кураторов, подготовивших выставку на тему детства. В защиту же Кларка и свободы художественного выражения выступила газета Libération, опубликовав на первой полосе его фотографию, на которой запечатлена девушка с пенисом своего молодого любовника в руках.
Но вопрос, является ли творчество Кларка исследовательски-документальным или все-таки нездорово-вуайеристским, остается открыт.