Фотограф Таня Сазанская, автор недавно открывшейся в петербургском клубе "Коко-Банго" выставки Female Substance, рассказывает о том, что ее привлекает в теме лесбийской любви и о своих планах на будущее, среди которых создание эротического цикла о геях.
Таня Сазанская: Выставка открылась в питерском клубе "Коко-Банго" и называется Female Substance, что означает "Женское вещество" или даже "Женский смысл".
Моя работа с женским ню начиналась так. В сентябре 2001 года в Санкт-Петербург приехала международная выставка Lesbian Connexions. Это были фотографии, сделанные преимущественно женщинами-лесбиянками. Там я познакомилась с фотографом Ренатой Бабушкиной, которая и предложила мне поучаствовать в проекте.
Лесбийские отношения это тема, которая может быть подана очень красиво, эффектно. Я сделала серию фотографий для проекта Lesbian Connexions и вывесила четыре работы. Отзывы были очень хорошими. А месяц назад меня пригласили сделать выставку в питерском клубе "Коко-Банго", так сказать, по следам Lexbian Connexions.
"Коко-Банго" - не лесбийский и не геевский клуб. Это просто клуб для мужчин с хорошими деньгами. Он находится в центре Петербурга, и там часто показывают женский стриптиз. Кроме того, по субботам в клубе проходят лесбийские вечеринки.
Линор Горалик: Ты несколько раз употребила слово "лесбийский", в сочетаниях "лесбийская фотография", "лесбийские вечеринки", выделяя таким образом описываемые явления из общей череды. Что значит для тебя, как художника, понятие "лесбийская фотография"? Чем эта тема или жанр характеризуется? Тем, что все персонажи снимка женщины, тем, что снимки сделаны женщинами-лесбиянками; или у всего этого есть еще какая-то надстройка, отличающая лесбийскую фотографию от "традиционной" романтической или эротической фотографии?
Т.С.: Для меня лесбийская тема всего лишь одна из тем, а данная выставка всего лишь один из проектов, которые я захотела осуществить, потому что почувствовала, что это можно сделать красиво, интересно, приятно для зрителя.
Фотограф должен быть хорошим фотографом, а уже потом решать, какие темы ему интересны. Что же касается моей выставки, то назовем это соцзаказом. Мне предложили сделать серию лесбийских фотографий, мне это было интересно, я согласилась.
Л.Г.: А продолжать тему однополой любви тебе интересно? Или все ограничится одним циклом?
Т.С.: Да, я заинтересована в продолжении, но уже в контексте геевских отношений; интересно показать женский взгляд на мужскую любовь. Это должно быть неплохо.
Л.Г.: Это очень интересно, потому что я, например, считала, что твой лесбийский цикл - это часть твоего женского мира, а мужчин снимать - это уже несколько другой мир, более, как мне кажется, далекий. Или нет? Ведь мужская гомосексуальность не связана с собственными ощущениями, переживаниями? Или никакого личного восприятия, просто "соцзаказ" плюс "чтобы было красиво"?
Т.С.: Фотограф всегда отстраняется от того что снимает; он в первую очередь наблюдатель. О своем цикле для Lesbian Connexions я не могу сказать, что речь идет о "моем мире"; пожалуй, только в том, что я могла бы так же любить человека своего пола, никто от этого не застрахован.
Работы всегда создаются взглядом наблюдателя. С другой стороны, когда делаешь фотографию, ты в ней живешь. Так что все это действительно было частью меня, но не потому, что я снимала "о себе", а потому, что целиком погружалась в кадр. Думаю, с геями будет то же самое. Наверно, в этих мужчинах будет что-то женское - не женоподобие, но определенная женская мягкость.
Л.Г.: Расскажи, пожалуйста, как делались фотографии. Кто модели? Как и где все снималось?
Т.С.: Это было забавно. Мне хотелось добиться полной аутентичности и снимать настоящих лесбиянок; я ходила по московским лесбийским клубам, знакомилась с фотогеничными девочками, звала их сниматься. Девочки страшно пугались и отказывались. Мне было так трудно найти моделей, что я махнула на все рукой и обратилась к своим приятельницам. И все получилось - девочки очень красивые, очень изящные, позировали с удовольствием и были рады получить свои фотографии.
Снималось все частично в студии, частично на улице, на задворках Университета.
Л.Г.: Ты бы назвала свой цикл "эротическим"?
Т.С.: Да и нет. Я старалась снимать не секс, не "обнаженку" - никакой открытой эротики - но мне хотелось создать некое предчувствие поцелуя, закадровый поцелуй, когда ты понимаешь, что воздух наполнен желанием, но ничего еще не случилось. Такое эротическое электричество... У зрителей должно было возникнуть ощущение, что поцелуй произойдет сразу после того, как я щелкну затвором, а меня в этом поцелуе уже не будет, я там не нужна. Мне важен именно этот закадровый магнетизм. Хотелось сделать так, чтобы при отсутствии эротического действия в кадре зритель чувствовал напряжение. Вне зависимости от сексуальной принадлежности.
Л.Г.: Расскажи, пожалуйста, чьи работы являются для тебя эталоном эротической фотографии?
Т.С.: Во-первых, конечно, работы Херба Ритца, западного фотографа, которого я считаю одним из лучших. Никто так не снимает обнаженное тело, как он. Он добился совершенства. У Ритца есть очень известные фотографии геев - великолепные, чувственные; я даже не знаю, чего там больше, в этих фотографиях, отточенной фототехники или эротики. Что касается наших фотографов, то это Володя Карчин, не слишком известный, невероятно утонченный. Серию Female Substance я снимала под впечатлением от его работ. Карчин очень интересный фотограф, стильный, использующий странные модели, умеющий сочетать пикантность и красоту на грани архетипического уродства, но, к сожалению, его мало где можно увидеть.
Л.Г.: Не возникало ли у тебя желания посредством работ высказать свое отношение к проблемам геев и лесбиянок в России?
Т.С.: Безусловно. Мне хочется терпимости и раскрепощенности. Неприязнь к меньшинствам - любым меньшинствам - пугает меня. Тем более в свете последних событий... Понятия законности у нас очень условны, но я придерживаюсь позиции, что если люди делают то, что никому не приносит вреда, надо защищать их права.
После семидесяти советских лет, на протяжении которых наших глаза заливали всеми оттенками коричневого, художники просто обязаны раскрасить серость доставшегося нам наследства в яркие и красивые цвета. Мы должны показать, что такое эстетика, мода, стиль, look, словом, находить красоту во всем. Если красота и не сможет спасти весь мир, то кого-нибудь спасет наверняка, поэтому я так стараюсь эстетизировать окружающее. Может быть, новое поколение вырастет с новым взглядом на жизнь, и не будет тогда на улицах людей серого цвета.