Если б Николай Бахарев не был признанным мэтром фотографии, удостоенным всевозможных премий, и если б его работы не хранились уже в музейных и частных коллекциях и не выставлялись в модных российских и заграничных галереях, его вполне можно было бы принять просто за очередного провинциального фрика из программы "Секс с Анфисой Чеховой".
Николай Бахарев родился (в 1946 году) и живет по сей день в Новокузнецке. Помимо официальной работы фотографом он уже почти тридцать лет ходит по улицам, а летом - по пляжу, и каким-то мистическим образом уговаривает местных жителей не только позировать ему в достаточно откровенном и своеобразном виде, но и иногда даже покупать эти снимки.
Вероятно, Бахарев обладает чуть ли не гипнотическим даром, раз ему удается добиваться столь раскрепощенного поведения перед камерой людей, которых запросто потом узнают все соседи. Создается впечатление, что Новокузнецк - это просто город-коммуна, где царят свободная любовь и эрос.
С одной стороны, его снимки прекрасны, но с другой - этот паноптикум оставляет какой-то крайне неприятный след, заставляющий сомневаться в гуманных целях создания данной "коллекции".
; |
Когда говорят о Бахареве, непременно приходят к тому, что его фотографии опровергают расхожую фразу о том, что в Советском Союзе секса не было, но этот миф вряд ли так уж актуален для 1980-х годов, когда сделано большинство самых известных снимков автора. Да и до сих пор его подход к делу не сильно изменился.
Он скорее вытягивает из людей стереотипы, на том и работает. Он нарочно снимает их либо в романтических кустах, либо в нарочитой провинциальной советской обстановке: с бра, коврами и заляпанной полированной мебелью, внося резонанс в виде иностранных книг, журналов, плакатов, дорого алкоголя и проч. Он часами выстраивает сцены, композиции, чтобы люди в цветастых халатах, носках, с химией на голове и с глазами, подведенными китайским карандашом, вдруг предстали в виде классической картины или иностранного рекламного плаката о хорошей жизни.
Это же вовсе не репортажная съемка, а постановка и достаточно ироничная. И хорошо, если эта ирония понятна и самим персонажам. С одной стороны, Бахарев действительно раскрывает нам эротическую красоту, как говорится "простого русского человека", но с другой - помещает ее в жуткий бытовой контекст, где мечты и сны, почерпнутые из массовой культуры, сталкиваются с неприглядной реальностью.
Если мы отойдем от интерьерных циклов "Сюжеты", "Развлечения", "Диванчик", "Вместе" и т. д. и перейдем к пленэрному - "Отношения", то нам он, скорее всего, покажется более сентиментальным и милым. Однако сам автор уверяет, что то что он постоянно ищет в человеке, отлично выявляется и там, стоит лишь посмотреть на эти "плакатные" позы, повторяющие афиши и сцены из мелодрам.
Николай Бахарев фиксирует интимные отношения, которые, по его мнению, являются нормой и совершенно не обязательно имеют что-то общее с любовью, делом сугубо духовным. И в его интерпретации эти отношения одновременно возбуждают своим натурализмом, пугают реализмом и отталкивают искусственностью.
Бахарев - талантливый и грамотный профессионал в отношении техники, виден его многолетний опыт. У него есть свой стиль, свой формат, своя интересная, сложная и достаточно циничная концепция, что немного удивительно встретить у человека, выросшего в детдоме и до освоения фототехники годы работавшего слесарем на металлургическом заводе. А, может, как раз и не удивительно.
Безусловно, Николай Бахарев - явление выдающееся, но вот хочется согласиться с очень простым мнением некоторых его земляков и случайных людей из блогов: какое-то его творчество "недоброе". И как-то особенно обидно, то ли, потому что на фоне засилья чернухи возникает желание хотя бы от провинциального дедушки получить что-то "светлое, доброе, вечное", то ли берет некая снобистская зависть к такому достаточно масштабному проекту, не целенаправленно выстраданному, а созданному просто для собственного удовольствия.