На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Телесериалы-первопроходцы
"Бок о Бок" напоминает о сериалах-первопроходцах в освещении ЛГБТ-вопросов... Количество и многообразие квирных и ЛГБТ-сериалов постоянно растет: за последние 10 лет их появилось в разы больше, чем за предыдущие 40. А вот как все начиналось...
"Как вращается мир" (As the World Turns, 1956-2010)
США: шоколадный протест
1980-2000-е годы характеризовались конфликтом продюсеров между соблазном быть прогрессивными и желанием не терять рейтинги. Пока одни телешоу клеймили и закрывали из-за скромных попыток вписать в сюжет, например, персонажа-гея или просто намекнуть на бисексуальность одного из главных героев, сценаристы других вынужденно и наспех вводили ЛГБТ-персонажей в ответ на критику недостатка гендерного разнообразия.
В США пионером в освещении квир-тем на дневном ТВ, несмотря на поощряемый постоянной аудиторией консерватизм, стала мыльная опера "Как вращается мир" (As the World Turns, 1956-2010) - третий по продолжительности в истории американских сериалов. В 1988 году в его сюжет вписали одного из первых персонажей-геев Хэнка Эллиотa (его сыграл Брайан Старчер). Правда, персонажа выписали спустя год из-за протеста религиозных групп. Через 20 лет опера все-таки совершила намеченный прорыв: в ней появилась первая в национальной истории стабильная гей-пара. Роман двух подростков Люка Снайдера (Вэн Хэнсис) и Ноа Майера (Джейк Сильберманн) привлек пристальное внимание в первую очередь из-за невиданной доселе на дневном телевидении гомосексуальной физической близости. Первый (в 2007-м) и вскоре последовавший за ним второй поцелуй героев вызвали бурю протеста консервативной Американской Семейной Ассоциации, из-за чего продюсерам пришлось сократить контакты героев до объятий, взглядов и намеков на предстоящий поцелуй.
Затем последовала новая волна протеста - на этот раз ЛГБТ-активистов и поклонников популярной пары. Фанаты "Нюка" (слово-бумажник для Ноа+Люк) организовали "Кампанию поцелуев", отправив вице-президенту канала CBS тысячи шоколадных конфет Hershey's Kisses. Поцелуи на экран вернули через 200 с лишним дней.
Любовная история Люка и Ноа после череды невероятных любовных треугольников, трагедий и комических скандалов закончилась на обнадеживающем полуслове. Но это и не важно: примечателен сам путь, который герои прошли друг к другу. Он полностью синхронизирован не только с процессом восприятия их сюжетной линии реальным миром, но и с процессом осознания и принятия собственной сексуальности многими ЛГБТ-подростками: там есть и растерянность, и борьба с внутренней гомофобией, и боязнь физической близости.
Цензура нон стоп и лесбиянки "для галочки"
Сериал "Нюк" стал гигантским шагом вперед. Самый первый повторяющийся второстепенный персонаж-гей на американском ТВ Питер Панама (Винсент Скьявелли) буквально исчезает вместе с просуществовавшим всего год и утерянным теперь ситкомом "Бар на углу" (The Corner Bar, США, 1972-1973). Первая телегероиня-лесбиянка Элис (Рэнди Хеллер) из "Мыла" (Soap, США, 1977-1981) пропадает после нескольких серий одного сезона, но остается Джоди (Билли Кристал), один из первых открытых геев.
"Бар на углу" (The Corner Bar, США, 1972-1973)
Еще одна попытка рассказать квир-историю в американской мыльной опере была предпринята в 1983 году в знаменитом сериале "Все мои дети" (All My Children, 1970-2013): героиня Девон МакФадден (Триша Персли) влюбляется в свою психиаторку Линн Карсон (Донна Пескау). Но и эта история не получает продолжения, потому что Линн отвергает Девон, и та возвращается к гетеросексуальной жизни, а персонаж Линн исчезает. Первый открыто гомосексуальный тинейджер в сериале, Билли Дуглас (Райан Филипп, 1992) ("Одна жизнь, чтобы жить" / One Life to Live, США, 1968-2013), пропадает через год после появления: его партнер едет учиться в колледж, и Билли больше ни разу не упоминается.
Многие сериалы на протяжении долгих лет поддерживали и до сих пор поддерживают эту тенденцию моментального выписывания ЛГБТ-персонажа из сюжета после выполнения им своей "функции" - иногда после всего одного эпизода. Этот медиа-феномен даже получил название: "эпизод с лесбийским поцелуем". Впервые такой эпизод появился в 1991 году в драме "Закон Лос-Анджелеса" (L.A. Law, США, 1986-1994) и после всплывал во множестве сериалов, в том числе и в лидерах мейнстрима "Секс в большом городе", "Друзья", "Как я встретил вашу маму", часто для комического или драматического эффекта.
Первый в мире постоянный открытый персонаж-гей появился в австралийской вечерней мыльной опере "Номер 96" (Number 96, 1972-1977), которая также первой продемонстрировала длительные гомосексуальные отношения, принимаемые обществом. Киноадаптация сериала включила в себя оригинальный каст и привычную фанатам сериала телесную открытость, однако по таинственным причинам поцелуй двух геев из экранизации вырезали. Подобные истории с цензурой происходили повсеместно. Так, в телевизионной драме "Прекрасный город" (Fair City, Ирландия, 1996 - продолжается до сих пор) в 1996 году чуть не показали первый квир-поцелуй на ирландском телевидении, но героев прервали, а полностью удаленная аналогичная сцена в теленовелле "Америка" (America, Бразилия, 2005) возбудила масштабный протест ЛГБТ-сообщества.
В четвертом сезоне ситкома "Эллен" (Ellen, США, 1994-1998) в 1997 году заглавная героиня совершает один из первых и самых примечательных камин-аутов на американском телевидении. Камин-аут героини совпал с камин-аутом самой актрисы и создательницы шоу Эллен Дедженерес. Несмотря на популярность эпизода под кодовым названием "Эпизод с собачкой" сериал подвергся угрозам рекламщиков, а также нападкам религиозных групп, после чего просуществовал всего год.
Революция в прайм-тайме: от врагов к "Близким друзьям"
Британское освоение ЛГБТ-тематики на телевидении началось c ситкома "Агония" (Agony, 1979-1981), в котором квир-персонажи впервые предстают остроумными, счастливыми и успешными. В 1985 году подросток Гордон Коллинс (Найджел Каули, Марк Берджесс) совершает камин-аут в британской мыльной опере "Бруксайд" (Brookside, 1982-2003). Гордон, отличник и образцовый сын, становится негласным бременем для родителей и после года жизни во Франции даже привозит на показ семье сестру своего бывшего любовника в качестве подставной подружки. Любовные истории Гордона не получают продолжения, а все их физические проявления остаются за кадром.
Через два года немецкая мыльная опера "Линденштрассе" (Lindenstraße, 1985 - продолжается до сих пор) производит фурор на "Баварском вещании", продемонстрировав второй на немецком телевидении и первый в популярном телешоу однополый поцелуй. Актеры Мартин Армкнехт и Георг Уекер, персонажи которых поцеловались, получили множество анонимных писем с угрозами расправы, а телеканал, поддавшись цензуре, принял решение отменить повтор эпизода.
В том же году в знаковой для ЛГБТ-сообщества британской мыльной опере "Жители Ист-Энда" (EastEnders 1985 - продолжается до сих пор) герой Колин Рассел (ЛГБТ-активист и политик Майкл Кэшмэн), скрытый гей, целует в лоб своего бойфренда Барри (Гэри Хэйлс). Этот невинный поцелуй становится первым в истории британского мыла и получает рекордное количество гневных откликов от телезрителей и политиков-консерваторов.
Гомофобная политика Маргарет Тэтчер конца 1980-х годов: принятие 28-й поправки "о запрете поощрения гомосексуальности", криминализация гомосексуальных отношений до 21 года и списывание всех этих решений на распространение в стране ВИЧ-инфекции, - отразилась в "Жителях Ист-Энда" именно в истории Колина. Героя презирают и даже боятся соседи, проходит слух, что он болен СПИДом, а Барри оказывается моложе законного возраста согласия, что случайно становится известно полиции.
В 1989 году "Жители Ист-Энда" шагают еще дальше и под очередной оглушительный протест публики демонстрируют первый в истории британского телевидения долгий гей-поцелуй - Колина и его нового возлюбленного Гуидо. В этот момент сюжета Колин страдает рассеянным склерозом и не готов взвалить болезнь на плечи партнера. Колина выписали из сериала по решению исполнителя роли Майкла Кэшмэна, который решил уйти с телевидения и полностью посвятить себя активизму.
Если говорить о насилии в однополых отношениях на телевидении, Колин и Барри были безусловно одними из первых. Барри требовал от Колина ревности и манипулировал его добротой и закрытостью. Но по-крупному за проблему домашнего насилия в гомосексуальных парах наравне с гетеросексуальными взялся "Холлиокс" (Hollyoaks, Великобритания, 1995 - продолжается до сих пор). Брендан Брэйди (Эмметт Дж. Сканлан) - преступник и садист, воспитанный железным кулакам жестокого отца. Сте Хэй (Кирон Ричардсон) в прошлом избивал свою первую девушку Эми и теперь остался один с двумя детьми, после того, как та впала в депрессию. Их токсичный роман стал одной из мрачнейших линий в британском мыле, включив в себя несколько брутальных любовных треугольников, убийств и очень графичных для этого жанра сцен рукоприкладства. Многочисленные разрывы и воссоединения пары со временем лечат травмы прошлого и помогают героям обрести более человеческие лица, но счастливого финала не случится: Сте останется с разбитым сердцем, а Брендан окажется в тюрьме.
Первая героиня-лесбиянка в британской мыльной опере появляется в "Эммердейлe" (Emmerdale, 1972 - продолжается до сих пор) - Зои Тэйт (Леа Брэкнелл) совершает камин-аут в 1993 году. Зои не только первая, но и самая популярная и адекватно представленная лесбийская героиня своего времени. Сценаристы не концентрируются на ее ориентации и не делают ее центром трагедии героини. Зои задействована в огромном количестве сюжетных линий, никак не связанных с ее сексуальностью, она умна, профессионально успешна, а также живет с шизофренией. На протяжении сериала Зои находится в сексуальных отношениях с несколькими женщинами, но все их проявления, разумеется, остаются за кадром.
Через несколько лет на свет появляется культовый ЛГБТ-сериал "Близкие друзья" (Queer as Folk, Великобритания, 1999-2000) - первый драматический сериал, в котором все главные персонажи - геи, а за кадром не остается ничего. Американский одноименный ремейк сериала, выходивший с 2000 по 2005 год, значительно расширил палитру квир-персонажей и стал первым драматическим сериалом в США, сфокусированным исключительно на ЛГБТ-людях.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".