На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
По эту сторону надежды
67-й Берлинале был политизированным в строго политкорректном формате. Фестиваль перекликался с современной социальной и политической ситуацией в мире. Россия участвовала на периферии, но киноискусство рефлектировало по ее поводу. Непременными героями представленных на Берлинском кинофестивале фильмов второй год подряд были беженцы с мусульманского Востока и разнообразные группы цыганского кочевого племени: рома, синти, ениши (белые цыгане). Чукчи, саха, ненцы, ханты показаны в одной из тематических программ Native - кинопутешествие в этнографическое кино.
Героев - лесбиянок и геев - уверенно догоняют трансы, к ним присоединились и деформированные люди. Такое этническое, этно-конфессиональное, половое и сексуальное разнообразие радует глаз, вселяет надежду на гармонизацию мира. Фильмы, отобранные в программы Берлинского кинофестиваля, обнадеживают, у многих - счастливый финал. И в этом ряду, несмотря на свое пессимистическое названии и открытый финал, фильм из конкурса "По ту сторону надежды" (Серебряный медведь за лучшую режиссуру) финскому режиссеру Аки Каурисмяки.
Кадр из фильма "Фантастическая женщина" (реж. Себастьян Лелио)
Трансгендерная чилийская драма "Фантастическая женщина" (реж. Себастьян Лелио) из конкурсной программы, получившая три награды Берлинале - Серебряный медведь за лучший сценарий, удостоена специального упоминания Экуменическое жюри, и приз "Тедди" за лучшую игровую картину - как и фильм "По ту сторону надежды", по-разному и на разном материале показывают: трансгендерная женщина во враждебном окружении в жарком Чили и сирийский беженец в чужом мире в холодной Финляндии призывают к человечному отношению к меньшинствам и чужакам. Меньшинства всех наций, гендеров и сексуальных предпочтений имеют равные права, свои права имеют и "братья наши меньшие" - животные (как в фильме "След зверя" польского режиссера Агнешки Холланд, Приз Альфреда Бауера) - послание Берлинского кинофестиваля.
Фильм "Фантастическая женщина" начинается с кадров, полных любви и счастья между Мариной и ее возлюбленным Орландо. Но Орландо внезапно умирает, и с этого момента начинается противоестественная история борьбы за свои гражданские и гендерные права. Это противоестественная история не действовала бы так наотмашь, если б не была и столь типической. То, что произошло с Мариной - ординарная быль бесправия партнеров, состоящих в незарегистрированных отношениях, в консервативном обществе. А Марине как трансгендерной женщине достается вдвойне: ее унижают в больнице и в полиции, ее чувства поруганы. Семья Орландо и мораль современного чилийского общества пытаются лишить Марину права скорбеть и любить, ее выгоняют из дома, где она жила с любимым Орландо, называют монстром, избивают, уводят подаренную ей собаку.
Актриса Даниэла Вега играет жестко, ее героиня отважно идет на встречу трудностям, которые можно было бы и обойти стороной, борется с предрассудками, все ее существо и существование бросают вызов закостенелому социальному укладу. Героиня Даниэлы Вега отстаивая свое человеческое достоинство, выламывается из строго регламентированной реальности.
Кадр из документальной хроники, использованной в фильме Йохена Хика "Мой чудесный Западный Берлин"
Мне хотелось бы остановиться особо на документальном фильме из программы "Панорама" немецкого режиссера Йохена Хика "Мой чудесный Западный Берлин". Йохен Хик, посвятивший в последнее десятилетие несколько своих кинокартин Восточной Европе - России, Восточной Германии и Восточному Берлину - обернулся лицом к Западу, поставив очень персональный фильм о Западном Берлине. Йохен - нарратив - кинорассказ ведется с личной интонацией. В то же самое время, фильм дает не субъективную, но вполне объемную картину становления лесбийско-геевского движения в Западном Берлине. А тщательно выбранные протагонисты репрезентируют и отражают квир-прошлое Западного Берлина дают представление о настоящем Берлине.
Новая киноработа Йохена Хика как никакая другая легла в рамки заявленной в этом году темы Тедди - 175 статья УК ФРГ, криминализирующая мужскую гомосексуальность. Эта статья в том же виде, в котором существовала в уголовном законодательстве Третьего рейха, просуществовала в Западной Германии до 1969 года. В фильме мы видим немногочисленную, но боевитую демонстрацию конца 1973 года за полное исключение статьи из уголовного законодательства. Это не единственные архивные иконографические документы, режиссер бережно включает исторические документы в изобразительный и семантический ряд картины. Хик любит и умеет работать с хроникой - историей и современностью.
В 1960-е годы Западный Берлин стал магнитом для всех инакомыслящих и инакодействующих. Бунтари всех сортов: леваки, анархисты, марксисты, троцкисты, маоисты, хиппи, пацифисты и разнообразная квир-публика. Для нее в Берлине было множество локалов - кожаных баров, парков, туалетов, бань, травести и дрэг-квин кабаре.
Сцену репрезентируют ее герои. Сцена согласуется с движением за свои гражданские права. Просвещение, культура и искусство отражают происходящее и участвуют в его развитии и становлении. Среди институций, представляющих культуру в фильме - издательство "Розовый треугольник", "Гей-музей", книжный магазин "Принц Эйзенхерц".
Многие активисты пришли в гей движение из левого - марксистского троцкистского, маоистского бэкграунда, и оно формировалось под влиянием левых доктрин. Это и один из руководителей первого послевоенного геевского издательства для немецкоязычных читателей "Розовый треугольник" - Эгмонт Фассбиндер. Вышел из троцкистско-маоистских интеллектуальных кружков и основатель "Панорамы" и идеолог и инициатор приза "Тедди" - Манфред Зальцгебер. С 1994 года Манфреда Зальцгебера нет среди живых. В этом поколении каждый третий погиб от СПИДа.
СПИД меняет беспечную, такую чудесную жизнь в Западном Берлине. Уходят любимые и близкие. Знаковая фигура Западного гей-Берлина, один из основателей первого специализирующегося на гей-тематике книжного магазина в Германии "Принц Эйзенхерц"- Питер Геденштрем - рассказывает, как опустела гей-сцена, о том, как один за другим стали уходить любимые и близкие друзья.
Сам Йохен Хик принадлежит к другому поколению. Болезнь в силу отличной профилактики заболевания в ФРГ обошла это поколение по касательной, однако он современник и участник драматической жизни сообщества. Режиссер посвятил теме СПИДа игровой фильм "Via Appia" (1990) и неоднократно обращался к ней в других своих фильмах. Один из документов в "Моем чудесном Западном Берлине" - демонстрация активистов из радикального Act up у дверей собора против прогибиционистской политики католической церкви в отношении безопасного секса. Эта сцена - самоцитата из короткометражки Й. Хика 1992 года "Добро пожаловать под купол".
Киноискусство режиссера и активиста гей движения Розы фон Праунхайм способствовало воспитанию гомосексуального художественно-эстетического вкуса и самосознания в сообществе. Призыв режиссера, брошенный им в фильме "Это не гомосексуал извращен, а ситуация, в которой он живет" (1970) - "выходите из туалетов на улицы!" сыграл очистительную общественную роль.
Меняется движение. Оно уже не состоит только из левых. Капитализм с его консервативными ценностями оказался близок и квир-сцене. Об эпикурействе гей-сообщества говорит в фильме один из основателей "Гей-музея" Вольфганг Тайс. ...О том, что доктрина эпикурейства и капиталистическое общество потребления совпадают с гей-эстетикой.
Меняется движение, оно раскалывается и по идеологии, и по гендеру. Лесбиянки уходят к феминисткому движению. В фильме - это кожаные амазонки на рычащих мотоциклетках - dykes on bikes под предводительством культуртрегер Мануэлы Кай. Необходимость борьбы со СПИДом вновь объединила всех квиров Берлина.
Модники дизайнеры, стилисты и визажисты, как правило, не занимаются политическим активизмом, между тем, среди них есть яркие представители квир-сцены: Клаус Шуман, Рене Кох, Удо Вальц. В своем фильме Йохен Хик показал разную фактуру гей, лесби, транс сцены: популярную фигуру западно-германского шоу бизнеса конца 1970-х - транссексуалку, артистку кабаре Роми Гааг, кинорежиссера Виланда Шпека - преемника Манфреда Зальцгебера.
Испаноязычное кино было одним из лидирующих на фестивале. Игровой фильм из "Панорамы" - "Оболочки" испанского режиссера Эдуардо Казанова. Это несколько связанных между собой любовных историй деформированных людей: девушки без глаз, обгоревшего мужчины, буфетчицы-жиртреста, карлицы из телешоу и садо-мазохистского семейства и их ценителей. Безобразное в картине Эдуардо Казановы не эстетизировано, как в фильме Алексея Балабанова "Про уродов и людей" (1998). Оно по-балаганному обыденно, такое, как оно есть, из низовой культуры, а не из культуры гостиных и ателье порнографических фотографий извращенной направленности. Стильное и притягательное уродство в фильме "Про уродов и людей" и эротические аттракционы - в фильме "Оболочки".
Современная антропология полагает, что ритуал, в том числе и болезненный, связывает людей. Об одном из таких архаичных ритуалов, инициации коренных южноафриканских племен, фильм из Южной Африки "Рана" (реж. Джон Тренгове). Речь идет о ритуале обрезания, который в рамках религиозно-культурных представлений народов этого региона, инициирует юношей во взрослую мужскую жизнь. Болезненный во взрослом возрасте ритуал обрезания настолько сплотил двух инициируемых, что один из них - теперь уже наставник юношества, ради тайной безусловной любви, сбрасывает со скалы своего только что прошедшего инициацию подопечного - прекрасного и рафинированного юношу, оказавшегося свидетелем его страсти к другому наставнику.
Героиней японского фильма "Сплоченный" режиссера Наоко Огигами, награжденного специальным призом жюри "Тедди", становится трансгендерная женщина.
В фильме "Мой чудесный Западный Берлин" промелькнул патронируемый Герхардом Гофманом - сподвижником Фассбиндера, Геденштрема и Тайса - молодой сирийский беженец.
Наряду с беженцами и кочевниками, героями киноискусства Западной Европы стали выходцы из бедных стран Восточной Европы. Это - временный сельскохозяйственный рабочий из Румынии из британской гей-драмы режиссера Фэрэнсиса Ли "Страна, принадлежащая Богу", и болгарская девушка госпожа-садистка из фильма "На игле-2" британского режиссера Денни Бойла.
В программе Берлинского кинофестиваля было много интересных игровых и документальных фильмов, кинематографических исследований и размышлений над современностью.
Ольга Жук Фото berlinale.de Февраль 2017 года, Берлин
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".