На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Не линяет только "Солнечный зайчик"
Международный кинофестиваль "Молодость", проходивший в Киеве уже в 43-й раз, завершился чуть больше недели тому назад, но отголоски этого события все еще звучат, а итоги обсуждаются как в серьезных кинематографических кругах, так и среди публики, которую вряд ли назовешь праздношатающейся. "Молодость" - не тот случай: каждый год на фестиваль приходят синефилы, чтобы одними из первых познакомиться с кинематографическими новинками. Особенно с учетом того, что фестивальный показ этих фильмов может стать единственным в условиях отечественных прокатных реалий.
"Молодость" - фестиваль, завоевавший престиж высоким уровнем демонстрируемых картин и несколькими тематическими программами, одна из которых называется "Солнечный зайчик" и включает в себя ЛГБТ-ленты. В тринадцатый раз поклонники квир-кино отправились на "Солнечный зайчик" в киевский кинотеатр "Жовтень", обеспечив аншлаг практически каждому сеансу. Рассчитанный на 500 мест зал "Гегемон", в котором проходили показы, был заполнен с первого до последнего дня проведения фестиваля.
Квир-программа "Молодости" получила столь широкий резонанс, что своим присутствием ее почтили представители организации "Родительский комитет Украины", денно и нощно ведущей борьбу с "гомосексуализацией страны". До зала, впрочем, гееборцы не добрались, ограничившись перформансом перед кинотеатром: подержали плакаты с надписями "Украине не нужно гомо-кино", сожгли радужный флаг, а пепел старательно вымели в коробки с надписью "Мусор", тем самым как бы намекая, кем для них являются зрители "Солнечного зайчика". Акция имела "международный успех": о ней написали в популярном американском издании Hollywood Reporter, читатели которого, судя по комментариям в англоязычных сообществах, покрутили пальцем у виска.
Меня же в беседе с программным куратором "Солнечного зайчика"Лешей Чащиным по большей части интересовали другие аспекты - тем более, что он не скрывал гордости за программу нынешнего года. Это и не удивительно: в конкурсе были представлены громкие имена и фильмы, завоевавшие призы на самых больших фестивалях мира. Обладательницей главной награды "Солнечного зайчика" признана лента польской кинематографистки Малгожаты Шумовской "Во имя...", которая в начале этого года получила квир-награду "Тедди" на Берлинском фестивале. Леша Чащин подробно ответил на все вопросы: почему жюри остановило свой выбор на польской картине, почему в конкурсную программу вошли именно эти фильмы, и какова их потенциальная прокатная судьба?
- По какому принципу осуществляется отбор фильмов в программу "Солнечного зайчика"?
Леша Чащин: Это - фильмы, которые должны соответствовать определенным критериям. Во-первых, ЛГБТ-тематика. Хотя, "во-первых" - не совсем правильное определение, поскольку каждая программа фестиваля должна соответствовать его высокому уровню в целом. Естественно, очень важными являются вопросы, которые поднимаются в каждом из заявленных фильмов, но в случае с "Солнечным зайчиком" они рассматриваются через призму видения ЛГБТ-персонажей.
- В мире ежегодно появляется большое количество ЛГБТ-фильмов, за которыми я просто не успеваю следить. Это и инди-фильмы, и широкоэкранные ленты, хотя до последних наше общество, боюсь, еще не доросло. И не только наше: насколько мне известно, картина "За канделябром" о Либераче с Майклом Дугласом в главной роли на большой экран вышла только в Голландии и, как мне недавно рассказали, в Израиле.
Чащин: Еще в Великобритании, Ирландии и ряде европейских стран. Однако в США это действительно была телевизионная премьера.
- В том-то все и дело: американский зритель, заметно отличающийся от европейского, пока не готов смотреть откровенное гей-кино в большом прокате. Вот и получается, что фильмов квир-тематики сегодня очень много, но на широкий экран выходят единицы. Поэтому давайте вернемся к "Солнечному зайчику", обеспечившему публике фестивальный показ таких фильмов: в его программу вошли тринадцать картин. Почему именно столько?
Чащин: Почему тринадцать, а не тринадцать тысяч? (смеется). Это обусловлено тем, что всё зритель отсмотреть не в состоянии. Мы же стараемся выбирать лучшее. На "Молодости" существуют критерии отбора в основные конкурсы. Если это - конкурс студенческого кино, мы отбираем студенческие фильмы. Для конкурса короткометражек - соответственно. Но у "Солнечного Зайчика" жанрового критерия нет: в нем могут принимать участие самые разные ленты, как молодых, так и зрелых кинематографистов. Поэтому у нас есть фантастическая возможность, и на этот раз она была воплощена в полной мере. Мы выбрали лучшее из ЛГБТ-кино. С февраля по июль следующего года, когда заявки будут приходить на следующий фестиваль - а заявок мы получаем очень много, - некоторые фильмы будут поступать со специальной пометкой "Солнечный зайчик", что даст им возможность автоматически принимать участие в отборе для ЛГБТ-программы. Раньше такого не было.
- До сегодняшнего дня я была не совсем знакома со схемой вашей работы. Насколько я понимаю, выглядит она следующим образом: поступает определенное количество заявок на участие фильмов в "Молодости", и из этого количества вы выбираете ленты, соответствующие тематике "Солнечного зайчика"?
Чащин: Да, отбор производится именно так. И даже несмотря на то, что в программу "Зайчика" включается лишь часть фильмов, которые приходят на "Молодость", их все равно довольно большое количество. Фильмы просматриваю я, мои коллеги из отборочной комиссии фестиваля, в которую я вхожу именно как куратор "Солнечного зайчика", и если я вижу чью-то дебютную картину, или, к примеру, замечательный студенческий фильм, заявленный на основной конкурс "Молодости", но при этом вписывающийся в концепцию "Зайчика", - я их рекомендую для показа в квир-программе.
Помимо этого, мы отсматриваем фильмы на больших премьерных кинофестивалях - Роттердам, Берлин, Канны, Карловы Вары, Венеция. Собственно, по программе "Солнечного зайчика" можно проследить, что в этом году в ней принимали участие ленты, показанные на крупнейших фестивалях мира: "Во имя..." - фильм с Берлинале, "Незнакомец на озере" - Канны, "Том на ферме" и "Геронтофилия" - Венеция.
- Давайте ненадолго отвлечемся от темы кино. В связи с происходящими у нас в стране политическими процессами не могу не поинтересоваться акцией, которую гомофобная организация "Родительский комитет Украины" устроила перед кинотеатром "Жовтень", где проходили показы "Солнечного зайчика".
Чащин: Они провели свою акцию в день последнего показа. Я узнал о ней от администрации кинотеатра и попросил усилить охрану - на всякий случай, если вдруг последуют провокации на вечернем сеансе. На акцию пришло около 15 человек, там были и взрослые, и дети. Детей заставляли держать таблички, на которых было написано, что им это мерзко. Причем, детям было явно некомфортно, но не из-за ЛГБТ-кино, а из-за той ситуации, в которой они оказались.
- Вряд ли дети вообще понимают, что такое гей-кино. Мне это напомнило манеру поведения американской баптистской церкви Фреда Фелпса, которая пикетирует мероприятия, связанные с ЛГБТ, и всегда на передний план выставляет детей с гомофобными плакатами. И как все это было? Они устроили свое представление с сожжением радужного флага - и разошлись?
Чащин: Ну, в общем, да. Я стараюсь с уважением относиться к разным мнениям, существующим в обществе, но предпочитаю цивилизованный диалог. Если есть какие-то вопросы к "Солнечному зайчику" - мы всегда открыты для их обсуждения. Впрочем, для обсуждения необходимо хотя бы минимальное знание вопроса. Я ознакомился с пресс-релизом, который распространил "Родительский комитет": в нем были довольно серьезно перекручены не только описания фильмов, но и их названия. Видимо, для того, чтобы все выглядело сенсационно.
- Можете привести пример такого перекручивания?
Чащин: Они писали о фильме "Незнакомец на озере", назвав его... как-то вроде "Мужчины. Кусты. Секс". В том же духе было интерпретировано и описание ленты. Хотя фильм, конечно, не про кусты: для меня он оказался одним из самых универсальных фильмов о гей-сообществе, о взаимоотношениях внутри этого сообщества и о взгляде на него со стороны. Это очень-очень сильное кино.
- Этот фильм уже получал призы.
Чащин: Он участвовал в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля и был удостоен приза за лучшую режиссуру. Там же, в Каннах, он получил премию "Квир-пальмовая ветвь" - это их главная ЛГБТ-награда.
- Давайте перейдем к следующей теме. Расскажите, пожалуйста, как осуществляется отбор членов жюри "Солнечного зайчика"?
Чащин: Жюри у нас традиционно международное, и я рад, что в этом году в него вошел Костя Гнатенко. Он - культовая личность, не только для гей-сообщества, но и для культурной жизни Украины в целом. Известный поэт, публицист, исполнитель, телеведущий, который уже очень давно вышел из шкафа, одна из немногих открытых публичных личностей. Помимо него, в состав жюри вошел представитель Турции Зеки Пейнирджи - программный куратор Стамбульского международного фестиваля независимого кино "!f istanbul" и его квир-секции "Rainbow Films". И мы очень рады, что в этом году у нас была представительница России - Ксения Храбрых, замечательный режиссер документальных фильмов, которая не ограничивается одним лишь доменом "кино". Ксения занимается мультимедийными проектами, не первый год активно сотрудничает с ЛГБТ-организацией "Выход", международным фестивалем квир-культуры "Квир Фест".
Жюри очень ответственно подошло и к просмотру, и к оцениванию фильмов. Финальное обсуждение затянулось до семи утра, хотя до этого времени дожили только двое из них (смеется). Костя отправился готовиться к праздничной вечеринке в клубе "Помада", арт-директором которого он является, а мы с Зеки и Ксенией всю ночь обсуждали фильмы. Ребята из состояния очень теплых, дружеских, даже сладких отношений едва не перешли к открытой конфронтации. Но я очень рад этому моменту, потому что каждый из них боролся за свой фильм, доказывая его право получить главную награду.
- То есть, у них были разные взгляды на то, какой фильм должен победить?
Чащин: Да. В результате, помимо главного приза, мы отметили дипломами еще два фильма. По поводу одного из них мы даже не спорили. Это лента "Кто боится Вагину Вульф?". В нем затрагивается тема, недостаточно часто раскрываемая в кино, - тема лесбийского сообщества. И я очень доволен тем, что он принял участие в нашем фестивале. Меня всегда удивляло, насколько параллельными жизнями живут порой гей-сообщество и лесби-сообщество. Но, судя по отзывам, причем, именно мужской части публики, это очень важно показывать, ведь внутри самого ЛГБТ-комьюнити можно открыть для себя совершенно новый мир. Что же касается фильмов "Во имя...", который получил главный приз, и "Ты будешь любить меня завтра?" - замечательное тайваньское кино! - то именно между ними развернулись баталии за основную награду.
- Иными словам, претендентом на главный приз была тайваньская лента? Не Ксавье Долан, к примеру? Ведь многие делали ставки именно на него, потому что Долан - громкое, очень известное в мире квир-кино имя.
Чащин: Ксавье Долан снял замечательный фильм, но что нас подкупило в лентах "Во имя..." и "Ты будешь любить меня завтра?" - это именно выход за рамки.
- Вы хотите сказать, что обе этих картины - не узкоспециализированные ЛГБТ-фильмы?
Чащин: "Во имя..." выходит за рамки, ограниченные ЛГБТ-сообществом с одной стороны, и институциональными рамками церкви - с другой, разбивает стереотипы как об одном, так и о другом, в частности, о гомосексуальности в религии. Фильм очень глубоко, очень интимно, очень проникновенно исследует историю любви, удивительным образом ниспровергая тот самый стереотип, сложившийся внутри католического мира.
Тайваньский же фильм выходит за рамки жанра и стиля. Это - яркое, лёгкое, забавное, "няшное" кино, которое, тем не менее, исследует невероятно серьезные темы. Вопросы камин-аута, взаимоотношений в семье, проблемы представителей ЛГБТ в традиционных семьях глубоко анализируются. И при этом все облачено в этакую эстетику манга, в фильме уйма референсов на комиксы, на восточно-азиатские драмеди, которыми изобилуют японское, корейское и тайваньское телевидение, на караоке-культуру, потому что это - мюзикл, комедия, и вместе с тем - сильная драма. Фильм очень многослойный. Я с удовольствием пересматривал все картины вместе с жюри и зрителями "Солнечного зайчика" и, можно сказать, заново его для себя открыл. Это не просто игра, несмотря на то, что многие ситуации здесь обыгрываются с помощью приемов, характерных для жанра.
Этот фильм также был показан в квир-программе "Тедди" Берлинского кинофестиваля, и ему не хватило буквально нескольких голосов для того, чтобы взять приз зрительских симпатий: он оказался на втором месте с минимальным отрывом. В Берлине его представляла творческая группа, и когда я посмотрел на актеров, которые в жизни являются звездами тайваньской рок- и поп-музыки, на их невероятный, яркий стиль, и сравнил эти эксцентричные образы с простотой и чистотой образов в этом фильме...
- Персонажи гей-фильма оказались скромнее, чем актеры, их играющие, в реальной жизни?!
Чащин: Да! (смеется). Это очень чистый и искренний фильм. Я пригласил на показ своих сотрудников из отдела киносериального производства телеканала "Украина", далеких от ЛГБТ-темы, и они вышли с сеанса в безумном восторге, всячески желая рекомендовать этот фильм своим друзьям и вообще - всем. Говорили, что его в прайм-тайм нужно ставить у нас на телеканале, потому что это очень хорошее, зрелищное, доброе кино, которое учит любить, понимать и охватывает важный сегмент семейных отношений.
- И тут мы, пожалуй, переходим к вопросу о насущном: каким образом эти фильмы можно будет посмотреть после фестиваля? В условиях наших реалий?
Чащин: В условиях наших реалий их можно посмотреть в интернете. Но это произойдет через какое-то время, потому что все фильмы свежие. Я никоим образом не хочу популяризировать пиратство, но, с другой стороны, большинству этих фильмов прокат в Украине не светит. Но мы посмотрим, что можно сделать: буквально за неделю до начала "Молодости" была открыта интернет-платформа (www.queer.in.ua), где сейчас представлены в основном ЛГБТ-короткометражки. Естественно, это делается с разрешения правообладателей: речь идет об официальных релизах, потому что все понимают ограниченные прокатные возможности в Украине. Сейчас мы начали переговоры о том, чтобы фильмы из программы "Солнечного зайчика" можно было легально, официально, с хорошим переводом, посмотреть через интернет.
- Насколько я понимаю фестивальную кухню, фильмы на международных кинофорумах демонстрируются не только для того, чтобы познакомить с ними публику, но и для того, чтобы получить прокатные перспективы. К примеру, "Во имя..." - фильм-победитель квир-конкурса "Тедди" в Берлине и "Солнечного зайчика" в Киеве - показывают в кинотеатрах Польши, страны, где он снят?
Чащин: Да, в Польше он вышел в прокат. Совсем недавно я читал статью о нем. Это не первый гей-фильм в истории польского кино. Но Малгожата Шумовска - довольно известный режиссер, а Анджей Хыра - главная звезда польского кинематографа, лицо современного польского кино, и именно он играл главную роль. Вау! Фильм был с успехом показан на международных кинофестивалях, получил позитивную критику, все эти факторы сложились и превратили его едва ли не в самый успешный фильм в польском прокате в первую неделю после выхода на большой экран. Это был значительный кассовый успех, что тоже немаловажно, потому что его посмотрело огромное количество людей, по крайней мере, у себя, в Польше.
- А как же все-таки с отечественным прокатом?
Чащин: С большой долей уверенности могу сказать, что один из ЛГБТ-фильмов "Молодости", который участвовал и в "Солнечном зайчике", и в основной конкурсной программе фестиваля, скоро будет показан в Украине. Он называется "Мальчики, Гийом, к столу!" и получил приз зрительских симпатий "Молодости". Что касается остальных лент - посмотрим. Хотелось бы, потому что это очень мощные, зрелищные фильмы, которые должны найти своего зрителя.
Фильмы "Солнечного зайчика"-2013
"Плавающие небоскребы" Польша, режиссер Томаш Василевски. Герой фильма - молодой парень по имени Куба, чья жизнь переворачивается после знакомства с Михалом.
"Геронтофилия" Канада, режиссер Брюс Ла Брюс. Фильм затрагивает табуированную тему: отношения молодого парня с пожилым мужчиной. Впрочем, вместо прямого обсуждения сексуальности автор пытается раскрыть суть табу.
"Во имя..." Польша, режиссер Малгожата Шумовска. Адам - католический священник, который нашел свое призвание - быть рабом Божьим - в возрасте 21 года. Он живет в деревне, где работает с трудными подростками. Работая, Адам старается избежать сближения с молодой блондинкой по имени Ева. И обет безбрачия - не единственная причина его поведения. Адам знает, что на самом деле он гей, и его уход в священники - лишь попытка убежать от своих сексуальных пристрастий.
"В темноте" Израиль, режиссер Майкл Майер. В фильме раскрывается конфликт публичного и личного. Палестинский студент Нимер влюбляется в израильского юриста Роя. Палестинская община не принимает его сексуальную идентичность, а израильская - национальную.
"Армия спасения" Франция, Марокко, режиссер Абдалла Тая. Дебютная режиссерская работа известного марокканского писателя, который первым из публичных лиц в стране открыто признал свою гомосексуальность. Юный Абделла живет в Касабланке с отцом. У них сложные отношения и постоянные конфликты. Иногда на улицах города парень занимается сексом с мужчинами.
"Незнакомец на озере" Франция, режиссер Ален Гироди. Франк, молодой гей, проводит отпуск на берегу озера на юге Франции. Каждый день он приходит на пляж и вступает во множество случайных отношений, но настоящее знакомство завязывает только с Анри, доброжелательным и молчаливым пожилым мужчиной. А еще встречает Мишеля, в которого влюбляется без памяти.
"Том на ферме" Канада, Франция, режиссер Ксавье Долан. Герой фильма, приехав в деревню на похороны своего возлюбленного, оказывается втянутым в интриги семьи покойного.
"Кто боится Вагину Вульф?" США, режиссер Анна-Маргарита Альбело. В фильме раскрывается персональная драма женщины-режиссера, которая пожертвовала личной жизнью ради кино, однако в конце карьеры поняла, что не преуспела ни на одной ниве. Героиня решает все исправить, сняв женскую версию пьесы "Кто боится Вирджинии Вулф?"
"Ты будешь любить меня завтра?" Тайвань, режиссер Арвин Чен. Случайная встреча нарушает размеренную семейную жизнь Вейчуня, который теперь вынужден выбирать между любовью и безопасностью. Вейчунь девять лет женат на Фэнг. У них уже есть один сын, и Фэнг хочет второго ребенка. Однажды появляется их старый друг Стивен и призывает Вейчуня вернуться к той распутной жизни, которую он вел до брака.
Помимо этого, квир-кино было представлено в других конкурсных программах фестиваля "Молодость"
"Вик и Фло увидели медведя" Канада, режиссер Дени Коте. Одинокая автобусная остановка. Скаут, играющий на трубе, и женщина, которая не желает платить ему ни гроша за его скудный музыкальный талант. Эту женщину зовут Вик, она только что вышла из тюрьмы и желает лишь немного тишины и покоя. Она отправляется к своему родственнику, который живет в маленькой избушке в лесу. Там ее навещает подруга по имени Фло. И жизнь их начинает налаживаться, но не все так просто...
"Мальчики, Гийом, к столу!" Франция, Бельгия, режиссер Гийом Гальен. "Самое первое воспоминание о маме - это когда мне было 4 или 5, мама звала меня и двух братьев: "Мальчики, Гийом, к столу!" А когда я в последний раз говорил с ней по телефону, она сказала: "Держись, моя большая девочка". И между этими двумя событиями недоразумений хватало".
"Сара предпочитает бегать" Канада, режиссер Хлоя Робишо. Жизнь Сары меняется, когда ее зачисляют в ведущий университет в Монреале на отделение легкой атлетики. Они с лучшим другом женятся ради более высоких стипендий и возможности получить кредит. Но жизнь в браке совсем не такая, какой представляли ее себе наивные 20-летние молодожены.
"Складка на моем одеяле" Грузия, режиссер Заза Русадзе. Дмитри возвращается в свой провинциальный городок, отучившись за границей. Он ходит на скучную работу в местном суде и занимается скалолазанием. Привычное течение жизни героя нарушается после знакомства с новым другом Андреем.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".