На днях два столичных кинотеатра решили обрадовать всех, кто упустил в июне возможность посмотреть датскую драму "Мыло" (En Soap) режиссера Перниллы Фишер Кристенсен (Pernille Fischer Christensen), представленную в рамках ММКФ. Низкобюджетный, не подающий признаков кассовости фильм, тем не менее, обречен на успех в узких кругах кинолюбов.
Секрет успеха прост. Это гармония свободных нравов, сексуальной революции (почти как у Альмодовара) и реалистичной картинки без стилистов и вездесущего make-up'а (почти как у фон Триера). Но самая большая и сладкая изюминка картины - тридцатидвухлетний герой по имени... Вероника (Дэвид Денчик).
У Вероники, как ей кажется, все неладно. Она живет одна в крохотной квартирке с очаровательным песиком по имени Мисс Дейзи. Вероника - проститутка, которая принимает клиентуру на дому. Хотя ей самой давно опостылело шлепать по попе лысеющих мужиков, изображая при этом страсть. Иногда к ней заглядывает мать. И каждый раз сует дочурке баночку с паштетом, который Вероника "очень любит". Только вот незадача: мама никак не хочет называть Веронику по имени, а хуже всего - утверждает, что она не рожала девочку.
Эта симпатичная и немного консервативная фроляйн действительно родила мальчика, но как гласит известная социальная реклама: Родиться мальчиком - еще не значит стать мужчиной. Можно, например, стать трансвеститом...
Решить все насущные жизненные проблемы Вероники, по ее собственному убеждению, может только операция по смене пола. И каждое утро, побрившись и плотно заклеив скотчем никчемный артефакт, девушка сортирует почту в поисках очень важного письма. Уже целая стопка ненужных газет скопилась у двери, а разрешение на операцию все не приходит.
Томительное ожидание в свободные от клиентов, расчесывания собаки и бритья ног минуты Вероника предпочитает коротать у телевизора за просмотром сериала о любви. Зритель так и не узнает, есть ли у девушки постоянная работа, друзья, увлечения. Возможно, она не выходит на свет Божий без особой надобности, чтобы скрыть проступающую щетину и не растущую даже от гормонов грудь?! Но игра в прятки с внешним миром заканчивается, когда в дверь Вероники стучит соседка из квартиры сверху.
Шарлота (Трина Дирхольм) - успешная дама за тридцать. В меру стервозная, вполне довольная собой, но только не бывшим любовником. Решив изменить свою жизнь, Шарлота переезжает в многоквартирный дом, где случайно знакомится со страдающей от нехватки внимания Вероникой.
К счастью, Шарлота попадает в квартиру девушки именно в тот момент, когда в приступе самозабвенного аутического бреда Вероника объедается таблеток и падает без чувств в лужу собственной рвоты. Вероника остается жива. Этот случай сближает соседок.
Пока чувствительная Вероника справляется со своими комплексами, Шарлота, которая не стыдится менять мужчин по любому поводу, усматривает мужское начало и в своей подруге. А усмотрев начинает действовать. Что это? Разыгравшееся самолюбие? Желание соблазнить трансвестита, или внезапный прилив романтических чувств? Как бы то ни было, скоро Вероника уже целуется с Шарлотой, которая самозабвенно отдирает от ее плоти сакральный скотч.
Здесь впервые зритель видит в безучастных глазах трансвестита новый оттенок. Но, увы, кардинального поворота сюжета не происходит. Мыльная мелодрама на фоне серых стен, пыльных диванов и белых штор после кульминации несостоявшегося секса еще больше начинает напоминать однотипный сюжет любовных теленовелл. Смею предположить, что 70% зрителей к этому моменту теряют особый интерес к сюжетной линии и досиживают до титров, наслаждаясь техникой "неголливудской" режиссуры.
В целом фильм оставляет двоякое ощущение - мыльный привкус во рту и необъяснимое состояние умиротворения, близкое к катарсису. Пожалуй, этого и добивалась госпожа Кристенсен. Тот же сюжет, лишенный самоиронии и ассоциативной связи с работами Ларса фон Триера, мог бы показаться скучным и бессмысленным. Но "Новое датское" не осталось недооцененным. Фильм не только вырвался за рамки субкультурного творчества, ему оказалось по силам завоевать две награды Берлинского фестиваля (приз за "лучший дебют" и приз жюри, поделив его с иранским фильмом "Вне игры") и дважды гостить в Москве. Лучшую судьбу для недорогого европейского фильма ЛГБТ-тематики представить сложно.