Честно говоря, трудно определиться с жанром французского фильма "Шу-Шу". Развернутое описание будет выглядеть так: не очень смешная сентиментальная комедия о трансвестите арабской национальности, проживающем в Париже без прописки, то есть, простите, без вида на жительство. На самом же деле этот фильм - бенефис мароккано-французского певца и шоумена Гада Эльмалеха. Он играет нелегального арабского иммигранта Шукри, который сначала притворяется беженцем из Чили (в боливийском пончо), а потом сознается в том, что склонен к маскараду другого типа - и перевоплощается в немного манерную, но все равно обворожительную брюнетку Шу-Шу. В этом качестве Шу-Шу работает уборщицей и кухаркой у психотерапевта доктора Миловавовича, танцует и поет в кабаре "Апокалипсис" и переживает жгучий роман с красавцем Станиславом из хорошей аристократической семьи.
Комедия эта в самом деле не особо смешная, а мелодрама - умеренной трогательности, потому что герои познакомились ближе к последней трети фильма, и проникнуться их глубоким чувством у зрителя просто нет времени. Конечно, и то и другое - недостаток, но только если воспринимать этот фильм как картину, сделанную для того, чтобы развлечь зрителя. Однако, если воспринять "Шу-Шу" как материал для размышлений, его минусы становятся плюсами: благодаря им тенденции, высвеченные картиной, видны рельефнее.
Фильмы о трансвеститах давно уже существуют как особый жанр. Начиная от хулиганских "Розовых фламинго" Джона Уотерса, проходя через знаменитую "Присциллу, королеву пустыни" Стивена Эллиота к недавней "Хедвиг и злосчастный дюйм" Джона Кэмерона Митчела, истории о мужчинах, с наслаждением переодевающихся в женщин, успешно собирают залы поклонников, и не только среди геев или транссексуалов. До недавнего времени подобные фильмы несли на себе печать некоторой запретной порочности, приятно щекочущей нервы публике, и к тому же отстаивали права меньшинств. Стратегия эта выигрышна в любой стране и в любое время: каждый из нас в чем-то меньшинство, и потому, сочувствуя разряженному в перья герою "Присциллы", зритель может думать о том, что его маленьких капризов - далеко не таких радикальных - тоже никто не понимает.
Однако мало-помалу терпимость в обществе становится нормой все в большей степени, и, снимая фильм про трансвестита-гомосексуала, его авторы никак не могут найти у него проблем больших, чем те, которые проистекают от того, что он - нелегальный иммигрант. Как он одевается, в высшей степени все равно всем - от его хозяйки-психоаналитика до католического священника, давшего ему приют, и бывшего кокаиниста, брата Жана, живущего при храме. Более того, всем также абсолютно без разницы, что он гей. Все действующие лица фильма не просто усвоили нормы политкорректности, но искренне считают, что сексуальные предпочтения и манера одеваться - личное дело человека, слабо влияющее, например, на его профессиональную пригодность в качестве уборщика и кухарки. Даже психопат полицейский не говорит ни одной гомофобной реплики.
"Шу-Шу" служит прекрасным доказательством того, что терпимость в самом деле восторжествовала и вместе с тем что с торжеством терпимости истории про геев-трансвеститов потеряли добрую половину своего очарования. Равнодушному к этой эстетике тут смотреть, собственно, нечего: характеры плоские, сюжет банальный, шутки не слишком смешные, если не считать беседы Шу-Шу с родителями ее/его жениха: "Я смотрела вчера "Ричарда III". Много не поняла, я ведь не видела первого и второго". К тому же для отечественного зрителя "Шу-Шу" будет скучноват, как всякий бенефис малоизвестного актера. Вероятно, при одном виде героини в ее красном платье французы начинают покатываться от хохота, но нам смотреть на это немногим смешнее, чем жителям Парижа - на Михаила Жванецкого. По счастью, Гад Эльмалех все-таки не только артист разговорного жанра. В качестве трансвестита он в самом деле обворожителен и забавен. Так что для тех, кто любит фильмы этого жанра, "Шу-Шу" - настоящий праздник: как они танцуют, как ходят, как говорят и парятся в бане! И сюжет такой прекрасный: не напрягает и не мешает любоваться. Сексуальная революция закончена. А теперь - дискотека!