Фильм Нила Джордана (Neil Jordan) "Завтрак на Плутоне" (Breakfast on Pluto) - одна из самых громких премьер 2006 года в жанре музыкальной комедии, привлекает замечательной актерской работой молодой голливудской звезды Киллиана Мерфи (Cillian Murphy). Не иначе, как продолжением этой искрометной комедии, выглядит присуждении Мерфи "Золотого глобуса" за лучшую мужскую роль, ведь играл он все-таки женщину.
Нравоучительные комедии о транссексуалах встречаются довольно редко. Хотя, разумеется, и предшественники Нила Джордана в вышедших почти одновременно "Приключениях Присциллы, Королевы Пустыни" (1994) и "Вонг-Фу с благодарностью за все от Джулии Ньюмар" (1995) добавили для приличия толику морализаторства. Но в целом эти фильмы, пользующиеся вот уже десять лет непременным успехом у гей-аудитории, были в большей степени легкими комедиями о пикантных клубных путешествиях травести из варьете. Но если хабальная аэробика местных "Райских птиц" может превратиться в сказку с намеком, то почему классический роман Патрика МакКэйба (Patrick McCabe) не может стать мюзиклом? Скорее всего, Нил Джордан даже не задумывался над этим вопросом. Потому что успех романа МакКэйба, ставшего бестселлером по обе стороны Атлантики, обещал не только неплохие кинематографические дивиденды, но и возможность увлекательной работы.
Три десятка глав романа "Детские годы Патрика, который хотел быть ласковой кошечкой" для зрителя легко превращаются в собрание клипов. И в каждом вы услышите какой-нибудь знакомый ритм. В картине есть все, что нужно хорошему мюзиклу - и жизнь, и слезы, и любовь. Но главное, разумеется, музыка - далеких 1970-х. У кого-то она вызовет ностальгию, а для кого-то станет неожиданным открытием и зазвучит вечнозеленым хитом. Музыкальный ряд, отобранный Нилом Джорданом, - эмоциональная основа фильма. И вроде бы актеры только призваны иллюстрировать ее, расставляя смысловые акценты там, где это необходимо. Причем, акценты совершенно невероятные. Например, под "Feelings" Морриса Альберта, покорившего хит-парады в самой середине 1970-х, милашку Патрика душит - кто бы вы думали? - другая звезда тех лет, Брайн Ферри.
Нил Джордан превратил роман Патрика МакКэйба в симфонию смыслов и голосов, в которой, кажется, спорят, продолжают друг друга и вступают в диалог песни и даже судьбы их исполнителей и авторов. И если вдруг в какой-то из глав картины вам станет скучно, в следующей вы непременно услышите ту мелодию, что не оставит вас равнодушным.
Несколько слов о работе Киллиана Мерфи, который еще довольно молод, и, возможно, именно эта близость времени, когда подросток чувствует некую переходность между полами, позволила Мерфи явственно показать мальчишку, словно не замечающего своей плоти и соприкасающегося с миром лишь фибрами души своей. Прислушайтесь к ветряным мельницам своего сердца - напоминает Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) в мелодии, ставшей главной в музыкальном пространстве картины. И Патрик-котенок точно следует этому правилу: оно неоднократно выручает его в самых неожиданных ситуациях.
Мерфи изобразил Патрика Киттена с кошачьей походкой, с наивной и одновременно острожной игривостью беспризорного котенка, который со временем выпустит свои острые коготочки. Впрочем, в финале маленький неуклюжий котеночек превращается в очаровательную кошечку. Она знает себе цену и понимает: не ищите того, кто покинул вас много лет назад, за тридевять земель. Вполне возможно, что вы отыщите все, что нужно, в глубине своей необъятной души. Вот так просто...
...Если бы сначала не нужно было научиться слушать себя, выстояв под ветрами, бушующими внутри вас, как поет, нет, почти стонет Дасти Спрингфилд.