Увлекательный, но пессимистичный рассказ о последнем периоде обреченной жизни транссексуала по имени Эльвира (бывший Эрвин), решившегося на операцию по перемене пола ради богатого и эксцентричного любовника, который его/ее больше не любит. Оставшись в одиночестве, Эльвира ищет поддержки у друзей и бывшей жены, которые отвергают и/или предают ее. Как и в других фильмах, Фасбиндер совершенно дезориентирует зрителя спорадической сентиментальностью и подчеркнутой беспристрастностью. Роль Эльвиры, невинной жертвы секса в безнадежных поисках помощи, великолепно сыграл Фолькер Шпенглер.
Можно по-разному относиться к этому фильму Райнера Вернера Фассбиндера, но трудно не согласиться с тем, что истинный художник часто оказывается пророком своей судьбы, предчувствуя скорый исход жизни. Картину "В год тринадцати лун" считают одной из самых личных в творчестве немецкого режиссера. Она создана им в возрасте тридцати трех лет, за четыре года до смерти. Роковой для многих творцов тридцатисемилетний рубеж оказался таковым и для Фассбиндера. Месяц июнь стал точкой отсчета в отчуждении, тотальном одиночестве, ощущении безвыходности и бессмысленности жизни для транссексуального героя ленты "В год тринадцати лун", в результате найденного мертвым в своей квартире. Знаменательно, что июнь был последним месяцем и в судьбе режиссера, который работал и жил на износ, торопился сделать и пережить в отведенный срок как можно больше. За год до смерти он заявлял в интервью, что надеется "жить долго, чтобы снять еще дюжину фильмов, которые представляли бы Германию во всей ее глобальности, такой, как она видится". "В год тринадцати лун" примыкает к тем произведениям в богатой фильмографии Райнера Вернера Фассбиндера, которые рассказывают об изгоях. Они воспринимаются в обществе в качестве ненормальных, патологических личностей, которые поклоняются "богам чумы", вкушают "сатанинское зелье". Но все эти "святые проститутки" женского и мужского рода, равно как иммигранты-рабочие или анархисты и коммунисты, преследуемые за политические убеждения, являются жертвами. Они сталкиваются с нетерпимостью, "кулачным правом свободы", подавлением и уничтожением со стороны властей, общества, толпы, выступающих от имени немецкого народа. Фильм "В год тринадцати лун", будучи неприятным, раздражающим для ряда зрителей, тоже является составной частью в портрете воссозданной режиссером Германии и получил премию на фестивале в Чикаго (1980).
"...гротескный, капризный, сентиментальный и холодный, как лед. Единственное, что его извиняет, это гениальность."
Винсен Кэнби, Нью-Йорк Таймс.