В начале лета на московских улицах засверкала довольно откровенная реклама картины Ивана Дыховичного "Вдох, выдох". Две девушки в томных позах прильнули друг к другу. Постеры словно бросали вызов городу, на улицах которого пару недель назад бесновались православные гомофобы и фашисты. Но на этот раз скандала не было.
Но сейчас, когда она вышла на DVD, что-то подсказывает, что у фильма за не слишком удачным широким прокатом есть шанс обрести настоящую жизнь в своеобразном послевкусии, которое непременно возникнет у зрителя.
В этой картине Дыховичного есть две замечательные актерские работы. Дуэт Екатерины Волковой и Ольги Дыховичной - та грань, за которой, собственно говоря, и начинается кино. С первого взгляда героинь в сторону друг друга. До этого кадра были какие-то игры в вечное непонимание мужчины и женщины. Впрочем, по сюжету Волкова и ее партнер Игорь Миркурбанов как раз и призваны изображать спектакль человеческих страстей: она - дорогая проститутка, он - несчастный человек с деньгами. Примечательно, что оба типа уже уходят в прошлое: деньги все чаще заставляют вас "вести счастливый образ жизни", а высококлассный продажный секс стал престижной профессией и мастерством, которым можно гордиться. Поэтому непонятно, почему герои не могут научиться дышать в унисон - вдох, выдох. Почему, когда один из них вдыхает полной грудью, второй замирает от счастья и удовольствия, замирает и смотрит на того, кого любит, со странным ожиданием и подозрением, что этот глубокий вдох сделан не с тобой. И от этого больно...
"...Два человека, которые вместе - как вдох и выдох, в постоянном движении - нельзя без вдоха сделать выдох, а без выдоха - следующий вдох...". Но что странно, двум женщинам делать это удается гораздо проще, чем одной из них с мужчиной. Экранная жизнь Веры (Екатерина Волкова) и героини Ольги Дыховичной - настоящее воплощение принципа той любви, о которой говорит Иван Дыховичный. Но что это - замысел сценаристов, режиссера или случайное актерское взаимопонимание...
Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. В этот ритм картина входит с первого прикосновения двух женщин. И это не просто "лесбийский флер", о котором там много писала критика. Это настоящая страсть, которая ломает все, что угодно - и реальные жизни, и режиссерские замыслы.
Близость, которую воплощают Волкова и Дыховичная на экране, превращает людей в рабов любви. Дышать в унисон - большое удовольствие. Но удержать этот ритм не хватает сил, вскоре ритм уничтожает разнобой сомнений, которые поселяются в глубине души. И становится больно... "Мне больно", - одна за другой произносят героини фильма. И только вслед за ощущением боли начинается жизнь.