2006 год получился богатым на юри (yuri, аниме о любовных отношениях женщин) и яой (yaoi, аниме о любовных отношениях мужчин). Среди юрийных аниме есть сериал, способный войти в золотой фонд жанра, но недооцененный зрителями. Речь о "Шимуне" (другой вариант перевода - "Симон"; Simoun, 2006). Дизайн героинь и основа сюжета а-ля "девочки идут на войну" ассоциируются с сёдзё (shoujo, аниме, адресованное девушкам). Однако недаром в Японии сериал демонстрировали взрослой аудитории, он получился философским, глубоким и сложным для восприятия.
Сеттинг "Шимуна" напоминает транслировавшегося в России "Изгнанника" (Last Exile, 2003). В обоих мирах несколько стран воюют друг с другом, используя летающие корабли, движимые таинственным источником энергии. На этом сходство двух сериалов заканчивается, у них различные жанры, герои и атмосфера.
Действие "Шимуна" происходит на планете Дайкурик, в теократическом государстве Симулакрум. Ему принадлежит монополия на гелиомотор, используемый для передвижения по земле и по воздуху. Соседние страны пытаются любой ценой захватить двигатель и летательные аппараты шимуны, обладающие огромной разрушительной силой. Главные героини сериала - пилотирующие шимуны жрицы верховного божества, сивиллы. Ими могут стать девушки, еще не выбравшие свой пол. В Симулакруме все рождаются девочками, а с достижением совершеннолетия решают, остаться женщинами или превратиться в мужчин, что происходит постепенно, в течение нескольких лет. Это придает сериалу своеобразие, ведь, несмотря на присутствие "сильного пола", мир получился женским.
Для управления шимунами ("вознесения молитвы") сивиллы объединяются в пары, целуют друг друга и кристалл шимуна. Без этого ритуала машина не взлетит и не сможет выполнять Ри-Мааджон (ритуальные действия различного назначения - от этикетных до боевых). Шесть шимунов образуют Хор, способный выполнять более сложные Ри-Мааджоны. Девушки воспринимают полеты как служение Богу, но с началом войны превращаются в единственную силу Симулакрума, способную противостоять врагам. Ответственность слишком велика, и не все могут выдержать ее.
Графика сериала необычна: красивейшие 3D корабли и шимуны накладываются на довольно статичные пейзажи, сделанные в стиле размытых акварелей. Они-то и не понравились зрителям, привыкшим к более динамичным и детализированным бэкграундам. К дизайну персонажей претензий было гораздо меньше, девочки получились выразительными и непохожими друг на друга. Среди них - Невилль, меланхоличная прима Хора, в первом бою потерявшая возлюбленную, сорвиголова Аэру, ставшая сивиллой ради войны, сестры Альти и Кайму, которые то ли любят, то ли ненавидят друг друга. Интересны пары очаровательной Моринас и медленно превращающегося в мужчину Вапорифа, роковой красавицы Доминуры и двенадцатилетней малышки Лимоне, аристократки Родореамон и ее бывшей служанки Мамины. Есть в сериале и яойная парочка - капитан корабля, на котором живут сивиллы, Анубитуф и его верный спутник Гурадиф.
Эволюция отношений героинь передана тонко и эротично. Если некоторые сивиллы целуются только перед вылетом, другие осознали себя настоящей Парой. Обилие чувств, любовные многоугольники, намек на инцест и лоликон способствовали популярности "Шимуна" в юри-фэндоме. Однако любовные сцены - не единственное достоинство сериала. Он многогранен, подобно культовому "Евангелиону" (Shin Seiki Evangelion, 1995).
Один из глобальных философских вопросов, затронутых в "Шимуне", таков: "А что, если бы женщины могли стать мужчинами, а мужчины хранили в себе частичку женственности?". Или, если переформулировать в духе гендерных исследований: "... если бы люди были скорее андрогинами, чем женщинами и мужчинами?". Ответ неоднозначен. С одной стороны, ставшие мужчинами персонажи все равно женственны, они мягче и добрее стандартных дядек из аниме. С другой стороны, на Дайкурике ведутся войны, существуют религиозные, национальные и классовые конфликты. Лучший ли это мир, или просто другой?..
Еще один мотив, появляющийся на протяжении всех 26 серий, - выбор. Каждая героиня встречается с необходимостью принимать сложные решения. Молиться или воевать. Простить или продолжать ненавидеть. Подчиниться приказу или пойти вопреки. Упрашивать или взять силой. Остаться в реальности или убежать от нее. Навязывать свою любовь или отказаться от чувств. Принять жертву друга или пожертвовать собой. Скорбеть или жить дальше. Все дилеммы требуют осознанного выбора, и сделать его непросто. Именно растерянность и боязнь ошибиться объединяют сивилл и создают в начальных сериях атмосферу меланхолии и неуверенности.
Постепенно героини находят ответы на мучающие их вопросы. Помогают в этом и примеры более уверенных подруг, и сама жизнь: на войне медлить нельзя. В финале аниме сивиллы сталкиваются с самым главным для жительниц Симулакрума выбором. Им предстоит определить свой будущий пол. Для некоторых эта задача имеет не два, а три решения. Последнее - в духе "Питера Пена": выбором может быть и отказ сделать выбор.
"Шимун" невозможно рекомендовать для обязательного просмотра. Даже среди поклонников юри не все оценили это сложное аниме. Оно не дает ответов на все вопросы и требует умения додумывать. "Шимун" понравится мыслителям, а также опытным зрителям, уставшим от линейных сюжетов и прописных истин, кочующих из одного сериала в другой.