"Я чувствовала себя крошечной серой мышкой, направлявшейся прямо под нос коту" - с этих слов начинается фильм "Потерянные и Безумные" (Lost and Delirious), переименованный в российском прокате в "Вас не догонят", с явственной целью установить ассоциативную связь с нашумевшим незадолго до выхода этого фильма боевиком группы "Тату" и обратить на фильм внимание его непосредственной целевой аудитории.
Мышка - Мэри Брэдфорд (Миша Бартон) приехала учиться в элитный интернат для девочек Перкинс. Ее соседками по комнате в общежитии стали Полин и Виктория - Поли и Тори. Близкие подруги. Очень близкие. Однажды утром, Мышка выглянула в окно и увидела всю степень их близости - девушки целовались на крыше.
А по ночам на соседней кровати происходили вещи совсем непривычные для еще детского ума Мэри-Мышки.
"Не знаю, знали ли они, что я их слышу. Или они делали вид, что не знают. Но через какое-то время это стало чем-то нормальным. Их звуки, шепоты, тени стали как бы частью моих снов. Просто так оно было. Просто я привыкла к этому".
Полин Остер - красивая эксцентричная. "Плохая" девчонка - шипы и колючки, курение в комнате, дерзости в адрес преподавателей. И ее возлюбленная - благоразумная, "девочка из хорошей семьи" Виктория Моллер.
И все трое в этой комнате - брошены. Каждый по-своему. У Мышки три года назад умерла мама, а отец занят налаживанием личной жизни - ему сейчас совсем не до дочери. От Поли мать отказалась еще при рождении, а Тори - хоть ее мать и жива, - также, как и ее подруги, отчаянно нуждается в материнской любви и также не получает ее.
"Дорогая мамочка, - рассказывает Тори девочкам о том, какое письмо она хотела бы написать матери. - Я тебя ненавижу. По многим причинам. Самая недавняя та, что на пасху ты издевалась над моими зубами в присутствии своих вульгарных друзей. Ты хочешь, чтобы я была как твоя совершенная лига девушек-юниоров, а когда я вырасту, заниматься благотворительной чушью и быть любовницей какого-нибудь банкира, как ты. Но правда заключается в том, что я привязана к тебе. Как к шоколаду. Я просто хочу быть рядом с тобой. Я как маленькая глупая кукла. А ты все время выбиваешь мне зубы своими словами, своим тоном. И иногда мне хочется, чтобы ты умерла".
Если бы не это непоправимое разрывающее одиночество, которым пронизан фильм, то его начало можно было бы считать идиллическим и не предвещавшим ничего плохого: прекрасные виды старинного замка, в котором размещается колледж, нереальной красоты роскошные леса, юные ученицы в коротеньких юбочках, девичья нежность по ночам, светящиеся счастьем глаза влюбленных...
Но счастье заканчивается как обычно - в один момент: просыпаешься, а мир уже изменился. Ранним утром в комнату вдруг ввалилась ватага девчонок и застала обнаженных Поли и Тори в одной постели.
"Тори всю ночь снились кошмары" - выдвинула Поли дежурное оправдание. Но в этот раз оно почему-то не сработало.
В сущности, для Полин в этом происшествии никакого криминала не было - она была счастлива в своей любви и не видела смысла что-то особо скрывать. Кроме того, она вообще не считала свои отношения с Викторией лесбийскими или каким-то еще преступными. "Она любит меня, потому что, она моя, и я ее, и ни одна из нас не лесбиянка!" - искренне заявляла она Мышке.
Но для Тори все было иначе. Одна из заставших "на криминале" девочек, была ее сестрой.
"Уходи из моей постели! - Резко потребовала Виктория. - Ты не знаешь Алисон, она устроит истерику. Она донесет маме и папе!"
Стремление быть "хорошей", соответствовать стандартам, попытки реализовать ожидания родителей, страх быть отвергнутой ими, желание и дальше получать от них если не любовь, то хотя бы крохи любви в виде тщеславной удовлетворенности успешно выращенным потомством. Мы все по рукам и ногам связаны похожими цепями. Как часто люди отказываются от самих себя, чтобы стать "как все", стать "нормальным". Для других, не для себя. Сила нужна для этого или слабость?
- Клянусь Богом, Алли, она просто влезла ко мне под одеяло. - Оправдывалась позже Виктория перед сестрой. - Я даже не знала, что она там. Я думаю, она влюблена в меня. Я говорила ей, что я не такая.
- Это отвратительно! Почему ты никому не скажешь? Пусть ее выгонят!
- Мне ее жалко. Ее же удочерили, все такое. Пожалуйста, не говори маме. И своим подругам скажи правду: я люблю мальчиков. Я просто помешана на мальчиках! А сейчас я встречаюсь с Джейком из мужской школы.
Дощатый мостик, на котором, разговаривая, стояли сестры, для Тори стал символическим мостом между прошлым и будущим. Между ее детством и взрослостью. Между ее невинностью и предательством. Но слезы, полившиеся из ее глаз, не заставили сойти с этого нового пути. Это были слезы прощания.
А Поли осталась один на один со своей потерей. Уже вторая за эту короткую жизнь безмерно любимая женщина бросила ее ради своего благополучия. Огласка, которую получила эта история в интернате, выстроила стену отчуждения между девочкой и ее одноклассницами. Даже стол в школьной столовой, за который садилась Поли, моментально пустел. Единственным человеком, продолжавшим с ней общаться, стала Мэри. Но и ей приходилось нелегко.
- Надеюсь, ты не подумаешь, что я вмешиваюсь не в свое дело, - издалека начала разговор с Мышкой сестра Тори, - но я подумала, что ты должна знать. Про тебя говорят не очень хорошие вещи. Ты ходишь с Поли. Наверное, все думают, что ты такая же, как она. Все знают, что она практически изнасиловала мою сестру. Тори сказала, что она залезла голой к ней в постель.
- Поли - моя подруга. - Отрезала Мышка. - И мне наплевать, что думают об этом другие.
Поли пыталась бороться за свою любовь. Одну за другой она предпринимала отчаянные попытки совершить нечто-то такое, что помогло бы вернуть все назад. Но безуспешно. Все это не могло не привести к трагедии.
КИНОГИБРИДФильм был снят на киностудии Lions Gate Films в 2001 году режиссером Лиа Пул (Léa Pool) по роману Сьюзен Сван. Автором сценария стала одна из наиболее востребованных драматургов страны Джудит Томпсон - насквозь женское кино. Впрочем, оно много потеряло бы без мужчины-оператора Пьера Джилла, которой более, чем заслуженно удостоился канадского "Оскара" за эту работу.
Картина получила еще множество других премий и снискала благосклонность критиков. В частности, влиятельный критик Роджер Эберт назвал ленту "одним из самых лучших и профессиональных фильмов на фестивале".
Сценарий шесть лет блуждал по рукам разных режиссеров - некоторые даже начинали работу над ним, но потом бросали. Однажды он попал на глаза Лиа Пул, но она тогда была занята другой работой. И все же, время этого фильма пришло.
Картина по мере съемок уходила все дальше и дальше от исходного сюжета романа, многие драматические события в фильме были опущены.
"Когда вы имеете дело с такими явлениями, как гомосексуальность, вы должны быть очень осторожны. Эта тема очень нелегка для восприятия широкой публики, и я не хотела включать излишне тяжелые сцены, которые оттолкнули бы людей ... Я хотела показать эту историю как историю любви, - говорит режиссер. - кроме того, оригинал очень театрален, мне это нравится в нем, но диалоги в фильме я постаралась приблизить к живому, не поэтическому, а разговорному языку."
Главные роли сыграли юные канадки: в роли Виктории снялась восемнадцатилетняя Джессика Паре (Jessica Pare), а в роли Полин - двадцатитрехлетняя Пайпер Перабо (Piper Lisa Perabo).
"Когда мы искали актрис, я боялась, что нам не хватит денег, чтобы заполучить Пайпер. К тому времени она успела опробовать себя в нескольких больших картинах и была уже состоявшейся актрисой. К счастью, она влюбилась в сценарий и была решительно настроена играть", - рассказывает Лиа Пул.
Из интервью Лиа Пул:
- Почему вы взялись за эту тему?
- Я читала потрясающую статью о трудностях молодых гомосексуалов с тем, чтобы жить, не стыдясь своей гомосексуальности. И статья была полна тревожной статистики относительно количества самоубийств среди подростков из-за этого.
- Как фильм был принят зрителями в разных странах?
- Реакция была интересна. В некоторых частях США зрители восприняли фильм как мягкое порно. При этом в Берлине, напротив, сочли его слишком мягким.
- При том, что в этом фильме секс хоть и более ярко выражен, чем в ваших предыдущих работах, но все равно он остается на заднем плане.
- Когда страсти на экране становится слишком много, это тревожит.
- В фильме Поли объясняет свою любовь, упорно отрицая идентичность своего чувства с лесбийскими отношениями. Это сделано для того, чтобы фильм приняла как можно более широкая аудитория?
- Нет! Это всего лишь часть характера героини, которая не хочет навешивать на свою любовь ярлыки. Для нее любовь намного больше, чем только гетеросексуальность или гомосексуальность. Меня, также, всегда раздражало, когда я видела потребность людей уменьшить значимость вещи, дав ей название, тем самым примитивизировав ее. И обе актрисы - обе гетеросексуалки - меня прекрасно поняли. Они играли просто влюбленных, чья любовь перестала поддаваться контролю. И это то, что знает каждый человек, будь то гетеросексуал или гомосексуал.
- Вы отстаиваете права сексуальных меньшинств этим фильмом?
- Я думаю, что чем больше фильмов будет о гомосексуальности, тем, лучше публика будет образована. Кинопроизводители уклоняются от проектов подобных этому, - некие гибриды, рассказывающие о столь трудной теме, но при этом коммерчески продаваемые. Мне нравится этот гибрид. Очень важно работать с такими темами. Когда я думаю о картинах "Мальчики не плачут" или "Мой личный штат Айдахо", "Мечты Аризоны" - замечательные, открывшие многим глаза фильмы. И я действительно полагаю, что это важно для кинопроизводителей, кинорежиссеров пробовать выходить за привычные рамки круговорота исключительно фестивальных фильмов, которое имеют чрезвычайно ограниченный круг зрителей.