Юри (yuri) - жанр аниме и манги о любовных отношениях между женщинами. Как и яой (yaoi), юри условно разделяется на два вида - "для мальчиков" и "для девочек". В первом случае это хентай (hentai) с участием лесбиянок, либо перенос на экран гаремных игр. В них геймер выбирает, с кем из десятка кавайных девушек строить отношения. Иногда герой при этом скрывает свой пол, как в сериале "Девушка влюбилась в старшую сестру" (Otome wa Boku ni Koishiteru, 2006).
В сёдзё аниме, рассчитанных на девичью аудиторию, отношения героинь варьируются от нежной дружбы до страстной любви. Объединяет их то, что секс, а иногда и поцелуи, остаются за кадром. Разграничить юри и сёдзё-ай (shoujo ai, аниме о романтической любви девушек) довольно сложно. Кто-то относит к сёдзё-ай все фильмы без откровенных постельных сцен. В этом случае пришлось бы свести телевизионный вариант юри к лесбийскому хентаю. Это, конечно же, не так. Юри многограннее и в произведениях разных авторов звучит по-своему.
Режиссер Кунихико Икухара (Ikuhara Kunihiko), известный также под псевдонимом Икуни (Ikuni), - фигура эпатажная. Его увлечения не ограничиваются аниме. Икуни поет, пишет книги и участвует в показах модной одежды. Знаменит Икухара, однако, не этим. Он режиссировал два популярнейших сёдзё сериала: "Сейлормун" (Sailor Moon, 1992) и "Юную революционерку Утену" (Shoujo Kakumei Utena, 1997).
Сейлормун не раз транслировали отечественные телеканалы. "Утена", главная работа Икухары, менее известна россиянам. Сериал о розововолосой девушке сочетает традиционное и революционное. Утена оказывается в закрытом учебном заведении, полном необычных людей и множества тайн. Одна из них - дуэли учеников. Победителю достается сила, способная изменить мир, а в качестве трофея - Невеста Роза, странная девушка Анфи (Anthy). Революционерка Утена еще в детстве отвергла навязываемую женскую роль, и стала Принцем, защищающим слабых. Этим девушка и занимается на протяжении 39 серий, попутно разбираясь в отношениях с окружающими и разгадывая тайны своего прошлого.
Сериал рассчитан на девочек-подростков, и в нем много атрибутов жанра сёдзё. Принц на белом коне, амбициозные широкоплечие герои, картинные слезы влюбленных героинь, стилизованные розочки. Все это внешнее, шелуха, дань жанру. Внутри все иначе: принц утомился и заснул навеки, герои оказываются марионетками, героини бунтуют, розы срезаны мечом Утены. В ее отношениях с Анфи присутствует юри, но едва ощутимо, пунктирно. Икухара не разграничивает привязанность, дружбу, любовь и чувство долга. Гораздо глубже, полнее и душевнее юрийная тематика раскрывается в "Апокалипсисе юности" (Shoujo Kakumei Utena: Adolescence Mokushiroku, 1999), полнометражке по мотивам сериала об Утене.
Здесь Икуни вышел за пределы сёздё. "Апокалипсис" - это аллегория, вызов стандартам и предрассудкам. И, наконец, это чувственная история любви двух юных женщин. Икухара рисковал, перейдя на символизм, избрав слишком яркую палитру, перетасовав истории и характеры персонажей. Некоторые из них превращаются в собственных антиподов. Утена больше не Принц, она стала замкнутым подростком, пытающимся ухватить что-то важное и ускользающее. Обрести себя Утене помогает Анфи, чьи метаморфозы еще удивительнее. Бывшая бездеятельной и безвольной Невеста Роза принимает на себя роль революционерки. Она сильна и женственна, ранима и тверда.
Мир "Апокалипсиса" получился исключительно женским. Дизайн героев подчеркнуто угловат, красавцы из сериала больше не вызывают симпатии. Принцы-мужчины уже не спят - они мертвы. И не смогут ни помочь, ни помешать утверждению женской воли, выбору самостоятельности и свободы.
Несмотря на множество иносказаний и провокаций, зрители приняли этот изысканный и непростой коктейль. Он оказался не только философичным, но и красивым. В "Апокалипсисе" алые розы ниспадают с неба, винтовые лестницы ведут в никуда, сотни бабочек капустниц взлетают с поля, а нагие и свободные обретают свой финальный поцелуй.