Когда-то я пересмотрела огромное количество ЛГБТ-фильмов, до которых была жадной как до пончиков с повидлом. Доставала их из-под земли, записывала из ящика поздними ночами и заказывала в онлайн-магазинах. В общем, есть что вспомнить о тех временах, когда на свете еще не было торрент-трекеров.
Эта же практика лишний раз убедила меня в справедливости поговорки "не все то золото, что блестит", поскольку если в кино анонсируют "тему нашего профсоюза", это еще ничего не значит, и просмотр такого фильма может вызвать последствия отнюдь не позитивного эмоционального свойства. Ведь во многих комедиях, особенно в прежние годы, геев принято было использовать в качестве штатных клоунов, сбежавших из палаты номер шесть и прихвативших с собой оттуда смирительную рубашку, обшитую елочным дождиком.
Однако наряду с этими, условно говоря, шедеврами кинематографа даже во времена оны снимались фильмы, которые по сей день стоят особняком - мимо них невозможно пройти, и забыть их тоже невозможно. О них хочется побольше узнать и периодически тянет пересматривать. Да что там говорить: они настолько прекрасны, что отечественное телевидение иногда показывает их в прайм-тайм - хоть раз в пятилетку, но чудо таки случается.
На этом лирическое вступление будем считать завершенным и перейдем к основной части вечера воспоминаний. Кино, которому мне давно хотелось посвятить нечто вроде благодарственной статьи, называется "Виктор/Виктория", и многие присутствующие с ним хорошо знакомы. Фильм снят без малого тридцать лет назад, что в масштабах мировой революции, конечно, немного, но для среднестатистической личности - почти полжизни. Еще больше впечатляет, что эта лента является римейком немецкой картины 1933 (!) года. Узнав об этом, я почувствовала, как мои брови неконтролируемо ползут к макушке, и противостоять этому процессу у меня нет ни желания, ни возможности.
Сюжет фильма можно описать фразой, которая довольно часто в нем повторяется: "Женщина, притворяющаяся мужчиной, который притворяется женщиной". Действие происходит в Париже в 30-е годы, где в один из холодных зимних дней встречаются два одиночества: оперная певица Виктория Грант и стареющий, но потрясающе элегантный гей Кэррол Тодд по прозвищу Тодди, работник больших и малых сцен. По большей части - малых, ибо на жизнь Тодди зарабатывает пением в клубах гей-направленности. Что же до Виктории, то она, несмотря на прекрасный вокал, работы лишена и, как следствие, лишена средств к существованию, теплой одежды, дома и даже возможности поесть. Встреча с Тодди кардинально меняет ее судьбу, поскольку в голову ему приходит потрясающая мысль: обнаружив, что Виктория весьма андрогинно выглядит в мужском костюме, он решает выдать ее за гея по имени Виктор - лучшую на планете травести-диву. Теперь дело за малым: в реальной жизни Виктория должна перевоплотиться в мужчину и усиленно выдавать себя за такового, а на сцену выходить в своем привычном образе и петь своим привычным сопрано. Но публика искренне поверит, что на самом деле перед ней - мужчина, который, ступая на сценические подмостки, гениально изображает женщину. Идея срабатывает, и сюжет начинает раскручиваться.
В фильме есть несколько потрясающих моментов, и все они - основные. Потрясающий режиссер Блэйк Эдвардс, потрясающая музыка Генри Манчини, потрясающий юмор и потрясающая исполнительница главной роли - Джули Эндрюс. Блэйк и Джули женаты с 1969 года, а их брак можно считать одним из самых прочных звездных браков Голливуда. Актриса сыграла во многих фильмах своего мужа, однако именно "Виктор/Виктория" стала той единственной и неповторимой лентой, благодаря которой ее имя будет вписано в скрижали кинематографической истории навечно.
Писать о фильмах сложно, ведь здесь всегда работает принцип "лучше один раз увидеть", чем сто раз услышать восторги рецензентов. Но удержаться от эпитетов в превосходной степени рецензенту бывает сложно, особенно если отметить хочется все: постановку, игру актеров, а также фразы, ставшие крылатыми выражениями. Сценарий "Виктора/Виктории" растаскали на цитаты - и правильно сделали, потому что некоторые из них можно использовать в споре в качестве аргументов. Мне, к примеру, на всю жизнь в память врезался вот этот диалог:
Виктория: Ну, и как давно вы - гей?
Тодди: Ну, и как давно вы - сопрано?
Изящными шутками на изящную тему лента щедро пересыпана от начала до конца, да и поводов для этого хоть отбавляй: ведь чудесное превращение Виктории в Виктора - это лишь цветочки. Самое интересное начинается после того, как в "женщину, притворяющуюся мужчиной, притворяющегося женщиной", влюбляется прибывшая из Америки знаменитость по имени Кинг Маршан. В Париж этот владелец заводов, газет, пароходов, а также лучшего в Чикаго ночного клуба приезжает в компании телохранителя и белокурой содержанки породы "блондинка истеричная гламурная". При этом Маршан, естественно, сотрудничает с мафией, ибо в те времена в Чикаго без этого было никак - вспомним хотя бы "В джазе только девушки". И если уж разговор зашел об этой нетленке с участием Мэрилин Монро, отдельным номером нашей программы я отмечу именно Норму Кессиди - любовницу Маршана, впадающую с транс по факту нового увлечения "папика". Есть подозрение, что Норма специально задумывалась авторами "Виктора/Виктории" как жесткая пародия на героинь Монро. На это же недвусмысленно намекает и ее имя, ведь за пределами экрана Мэрилин звалась Норма Джин.
Фильм стал явлением настолько культовым, что с ним произошла история, которая редко случается с кинолентами: он был трансформирован в мюзикл. Обычно бывает наоборот - мюзиклы становятся фильмами, а если экранизация получается удачной, начинают победное шествие по кинотеатрам. В бродвейской постановке "Виктора/Виктории" главную роль по-прежнему исполняла Джули Эндрюс, а Блэйк Эдвардс занялся режиссурой. Произошло это десять лет спустя после появления фильма, в 1995 году, и вскоре театрализованного "Виктора" отсняли для канала NHK японцы, благодаря чему телеверсия спектакля стала доступной для всех желающих. В ней Джули обратилась к поклонникам с приветственными словами, отметив, что именно в музыкальном театре начиналась ее карьера, и теперь она рада вернуться в свет рампы - чтобы представить зрителям свое любимое детище.
Мюзикл поставлен отменно и в деталях мало чем отличается от фильма. За исключением разве того, что в спектакле есть моменты, которых вы не встретите в кино, - например, совместный танец Виктории в образе Виктора и той самой до умопомрачения визгливой болонки Нормы. Посмотрев на их танго, я окончательно поняла, почему же это действо столь универсально: и фильм, и спектакль прекрасны сами по себе, в глобальном понимании. Но дело еще и в том, что здесь каждый найдет свою отраду для глаз - и геи, и натуралы, и лесбиянки.