"Двуличие" режиссера Гарри Кливена называют "чистым триллером о двойниках на англосаксонский манер", что достаточно редко для французского кинематографа. Тем не менее, французский зритель, не лишенный квасного патриотизма, очень хорошо отнесся к фильму, возможно, благодаря участию в нем Бенуа Мажимеля, одного из самых успешных и любимых французами молодых актеров.
Критики также восхищались картиной, в которой разглядели традиции мастеров жанра триллера - Дэвида Финчера ("Комната страха", "Чужой") и Дэвида Кроненберга ("Крайние меры", "Паук")...
Мастерство Кливена в том, что он снял не просто экстремальную страшилку. Атмосфера жути медленно поглощает пространство фильма - его героев, а следом и зрителей. Неспособность героев оценить и понять происходящее друг с другом создает напряжение, от которого хочется немедленно избавиться. Но Кливен, следуя законам жанра, оттягивает финал, закручивая сюжет так, что иной зритель будет достаточно впечатлен трепетом в глубине души, отказавшись понимать, что здесь все-таки происходит.
Но от этого не отказывается главный герой - молодой фотограф Матиас, который всю жизнь считал себя сиротой. И вдруг - брат-близнец, и в несуществующее прошлое открывается дверь. За ней пустота, бездна. В нее проваливается все, что было жизнью - семья, любимая жена, сын, будущая дочь... Ничего не остается. Единственный выход - вспомнить прошлое, вернуть его, ощутить то, что чувствовал его брат-близнец Тома.
Но и здесь одни загадки, ответ на которые нужно дать немедленно, несмотря на свою абсолютную беспомощность в попытке прочитать страницы неизвестной тебе жизни. ...Мать, скончавшаяся в дурдоме. Отец, нежно любящий жену Тома, и отказывающийся признать существование Матиаса.
Проблема взаимоотношений однояйцовых близнецов не обходится без вопросов сексуальности. Привязанность двух одинаковых мальчиков друг к другу столь же часто оборачивается непониманием, граничащим с ненавистью. В "Двуличии" соперничество двух будущих мужчин, самцов, заканчивается оскоплением одного из подростков.
Но в Тома, превратившимся в дочь, потом в женщину, обласканную отцом, мужчина на самом деле не умирает. Неведомые инстинкты самца, вложившие в руку юного Матиаса опасную бритву, те самые, зреют и в сердце, в теле Тома.
Несостоявшееся двойничество братьев (Тома и Матиас воспитывались отдельно, последний считал родителей погибшими) порождает в нем двуличие иного рода - он мужчина и женщина. Женщина своего отца и женщина своего второго воплощения - Тома. Но чьим мужчиной он станет? Может быть, жены Матиаса...
Вообще, в этом фильме слишком много двойников. Он и о том, что мы никогда не знаем, кто стоит перед нами сегодня - наш возлюбленный или палач, товарищ или враг, друг или любовник...
Понять все это, в сущности, невозможно. Уверены ли вы, что сегодня утром посмотрите в глаза именно того человека, с которым вчера вечером разделили ложе?..