На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
"Супернова": фильм о любви на пороге смерти
В российский прокат вышел фильм молодого британского режиссера Гарри Маккуина, в которой суперзвезды Колин Ферт и Стэнли Туччи играют пару, отправляющуюся в последнее для них путешествие. О картине рассказывает обозреватель МКФ "Бок о Бок".
Пианист Сэм и писатель Таскер - мужчины старшего возраста, живут вместе больше двух десятилетий. В своем комфортабельном трейлере они едут в путешествие по Озерному краю, величественной и прекрасной земле на северо-западе Англии. Их ждут встреча с давно не виденными друзьями и родственниками в родовом доме Сэма, прощальная вечеринка в близком кругу, а также концерт, который Сэм должен дать после долгого перерыва. Но обратно они не вернутся: у Таскера прогрессирует деменция, и втайне от мужа он решил в определенный день свести счеты с жизнью, не дожидаясь, пока эта самая жизнь превратится в безумие, беспамятство и тяжкое бремя на плечах любимого человека.
ТЕАТР ДВУХ АКТЕРОВ
37-летний сценарист и режиссер "Суперновы" Гарри Маккуин - актер классической британской выучки. В режиссуре дебютировал камерной мелодрамой "Хинтерленд" (2015). Фильм был номинирован на несколько наград, в том числе за лучший британский полнометражный фильм на фестивале Raindance и лучший дебют на Международном Пекинском кинофестивале.
Второй полный метр Маккуина - безусловно, ярчайший образец актерского кино, где вся киношная магия творится двумя выдающимися 60-летними актерами (ну и немного - меланхоличными пейзажами Камбрии).
В жизни друзья, многодетные гетеросексуалы, Ферт и Туччи без напряга играют влюбленных мужчин, умудрившихся пронести через годы и неизбежно накопившуюся усталость чувство огромной друг к другу нежности. Туччи, изможденно-величественный, берет зрителя за горло двумя-тремя жестами: сдерживаемым рыданием или бесконечно печальным блеском глаз, когда рассказывает племяннице мужа о сверхновой звезде, ярко взрывающейся перед тем, как погибнуть и через долгие-долгие годы стать частью земной материи, а стало быть - и тебя, и меня. Но если все же выбирать между двумя большими артистами, то игра Колина Ферта кажется более мощной и разнообразной: в какой-то момент даже кажется, что перед нами его же герой из "Одинокого мужчины" Тома Форда - только ставший на десять лет старше и намного мудрее, добрее и счастливее, потому что из образа страдающего "возрастного" квира как раз изъято обязательное проклятие одиночества.
ПОСТ-КВИР-КИНО, КАКИМ ОНО БУДЕТ
Было бы наивной утопией предполагать, что мы дожили до эпохи некоего "пост-квир-кино", когда вдруг оказались бы неважны или второстепенны ориентация героев, социальное и культурное давление, которое формирует и деформирует негетеросексуальные ориентации. Но в таком неизвестном утопическом будущем фильм "Супернова" точно был бы уместным: за пределами повествования оказывается все, что связано с однополой любовью как стигмой: знакомство героев упоминается вскользь в виде легкого анекдота, то, как приняли их союз родня, коллеги, знакомые - все это нам неизвестно и в контексте сюжета несущественно.
Но это все же настоящая квир-драма: то, что обстоятельства наверняка нелегкой жизни двух представителей среднего класса остаются за кадром истории, придает еще большей горечи тому, что происходит на экране. Фильмы про геев старше 50 лет пока что неизбежно печальны и депрессивны: защитный механизм гей-культуры многие десятилетия производил культ молодости, благоговение перед красотой юности, а также сложное отношение к старению: от отвращения до слезоточивой жалости.
Герои Ферта и Туччи не вызывают ничего подобного: это два стойких и порядочных мужчины в чудовищных обстоятельствах, но их преданность друг другу, которая в картине про гетеросексуальных супругов могла бы восприниматься как нечто само собой разумеющееся, здесь неизбежно выглядит подвигом, высокой трагедией античного масштаба.
И в этом смысле вспоминается, конечно, не немецкий суперхит "Достучаться до небес" (Knockin’ On Heaven’s Door, 1997), фабулу которого поверхностно сравнивают с основой сценария "Суперновы".
Приходит на ум совершенно другой фильм, причем крайне непохожий на драму Маккуина. "Что теперь? Напомни мне?" (E Agora? Lembra-me, 2013) - почти трехчасовое автобиографическое документально-игровое эссе португальского режиссера, продюсера, звукорежиссера Жоакима Пинту с очень сложной повествовательной структурой. Пинту в 1997-м, когда ему было ровно сорок лет, публично объявил о конце карьеры: сочетание ВИЧ и вызванного гепатитом С цирроза печени истощили его до предела. Весь следующий год Жоаким под заботливым присмотром мужа Нуно будет принимать крайне токсичные экспериментальные препараты, которые в итоге окажутся эффективными. "Что теперь? Напомни мне?" - это удивительный фильм, сотканный из моментов политической истории Португалии, путешествий, быта, неверных воспоминаний и образов, ускользающих от слабеющей, отравленной лекарствами памяти, иногда галлюцинаций; и это один из самых впечатляющих из виденного мною на тему противостояния болезни и смерти. Но также и на тему всепобеждающей любви, в торжестве которой и сходство с "Суперновой".
РАЗЛУКА ХОЛОДНЕЕ СМЕРТИ
Важной в этом негромком, лишенном какой-либо острой сенсационности фильме оказывается не болезнь как таковая. Важно немного другое. А именно вопросы, задавая которые, всякий кинематографист рискует скатиться в высокопарность или беспомощность.
Что делать на пороге болезни, распада и смерти? Как принять собственное скорое исчезновение или, что еще непонятнее, скорое исчезновение единственного дорогого тебе человека?
Не является ли храбрая готовность быть с любимым до самого конца, невзирая на все мучения, не любовью, а эгоизмом слабости, не способной вовремя отпустить то, что дорого? И не станет ли безусловное принятие свободы любимого выбирать финал своей жизни страшным, но великим последним актом любви? Легко можно представить, что от скромного, но пробирающего до самых костей фильма Гарри Маккуина захочется отмахнуться с усмешкой, захочется принять ироническую снобистскую позу, потому что весь этот фильм состоит из таких вот невозможных, но единственно важных вопросов.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".