В середине июня 2003 года, в самом старом кинотеатре Хельсинки проходила презентация фильма Канервы Цедерстрём "Lost and Found" (Потерял и нашел). Зал был забит до отказа, люди сидели на полу, а многие простояли весь сеанс на ногах. Чем же фильм так заинтересовал финских зрителей и кто такая Канерва Цедерстрём?
Цедерстрём - лауреат Государственной премии Финляндии в области кинодокументалистики 2001 года, обладательница двух гран-при кинофестиваля в Тампере, профессор киноискусства. Наполовину карелка, наполовину шведка. Дед служил в Санкт-Петербурге, дом бабушки до сих пор цел и стоит неподалеку от вокзала в Выборге.
Большая часть творчества Цедерстрём посвящена России. Первым фильмом была история о пропавшем без вести во время войны дяде Канервы. Второй фильм о России - "Trans Siberia" обошел все кинофестивали Европы и был представлен в США и Канаде.
И вот третий фильм, "Lost and Found", рассказывающий о судьбе московского гея Константина Гончарова и его интеграции в финское общество. Константин - Дива-Костя, персона известная в Финляндии и за ее пределами. Беженец, правозащитник, медработник, волонтер многих общественных организаций, косметолог, актер кабаре, скандалист, юнисекс-дива, хулиган, автор песен, в общем, ходячая провокация и просто красивый человек.
"Lost and Found" не является документальным фильмом в классическом понимании кинодокументалистики. По оценке обладателя главной премии за лучший скандинавский документальный фильм режиссера Вирпи Суутари, Цедерстрём сняла поэтический фильм. В нем много русской поэзии, а также песен, сочиненных главным героем на стихи Осипа Мандельштама. Кстати, Дива-Костя сам же и исполняет эти песни в фильме.
Благодаря замыслу режиссера, Костя предстает в фильме в самых разных амплуа: медбрат, актер кабаре, беженец, композитор, гуляка. Вместе с Костей мы оказывается то в Москве, то в Хельсинки, то в больнице, то в ночном клубе. Стихотворения Галины Карьялайнен, живущей ныне в Кейптауне, и московского куртуазного маньериста Вадима Степанцова перемежаются с монологами главного героя.
Точность оценок и свобода героя шокировали некоторых русскоязычных зрителей. Атмосфера фильма проникнута глубоким гуманизмом и любовью к людям. Часть зрителей плакала во время показа и после окончания фильма. "Костя с великой любовью ухаживает за больными стариками", - пишет финская пресса.
Цедерстрём не давала Гончарову определенных задач как режиссёр, а следила за ним со стороны в течение двух лет, из чего вышла эта история о заблудившейся "русской Белоснежке" и принявших ее финских гномах. Сама же Цедерстрём увидела в Косте князя Мышкина нашего времени. Журнал Z добавляет, что это история человека, который не сломался, а пройдя сквозь все трагические события, стал еще сильней.
Ристо Хакулинен
Хельсинки
Правом проката фильма в настоящий момент обладает фирма KINOTAR. Фильм транслировался финским телевидением и ТВ Франции, а также по всей Европе. Было бы замечательно, если бы этот фильм показали и в России, но для этого надо, чтобы дистрибьюторы заинтересовались им. Мы надеемся, что публикация этой статьи станет первым шагом в популяризации творчества Канервы Цедерстрём в России.