На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Холостой выстрел
9 ноября 1989 года в Берлине состоялось сразу два значимых исторических события. Про одно из них - падение Берлинской стены - без преувеличения известно всем. Второе событие на фоне первого осталось незамеченным. А между тем, для культурной жизни Восточной Германии премьера "Камин-аута" - фильма, рассказывающего о жизни гомосексуалов в бывшей ГДР, могла иметь самые значимые последствия.
"Камин-аут" ("Раскрытие", Coming Out) был и остался единственным снятым в Восточном блоке художественным фильмом, затрагивающим тематику гомосексуальности. Затрагивающим не в морально-обличительном или сатирическом ключе, а честно, без прикрас, пытающимся разобраться в жизни геев и проблемах, с которыми сталкиваются "люди лунного света" в обществе развитого социализма. Впрочем, получилось так, что фильму, целью которого было как можно более реалистично передать на большом экране повседневную жизнь гомосексуалов Восточного Берлина, уже в день своей премьеры суждено было стать анахронизмом.
"Камин-аут" рассказывает историю любви между школьным учителем Филиппом и его учеником Матиасом. Филипп представляет собой образец положительного героя социалистического кино - в школе его любят ученики и ценит начальство, он встречается и планирует строить семейную жизнь с девушкой с русским именем Таня. Впрочем, налаженному быту Филиппа наносится удар, когда на одной из вечеринок он знакомится с приятелем Тани Якобом и узнает в нем друга, к которому испытывал эротическое влечение в юношеские годы. В отличие от Филиппа Якоб не пытается вписаться в рамки государственной идеологии и общепринятой морали, предпочитая быть самим собой и жить как открытый гомосексуал в сообществе неформалов и альтернативщиков Восточного Берлина. После встречи с Якобом Филипп вспоминает свои юношеские желания и приходит в гей-бар... Изрядно подвыпившего учителя провожают домой постоянные посетители, среди которых и его юный ученик, Матиас. Между Филиппом и Матиасом пробегает искра, и вскоре завязываются романтические отношения. Однако романтика заметно охладевает после того, как Матиас узнает о существовании Тани, с которой Филипп так и не решился порвать...
Выход на экраны фильма, посвященного однополой любви, должен был стать самым скандальным событием в культурной жизни Восточной Германии. Официально гомосексуальность в ГДР перестала преследоваться в уголовном порядке еще в 1968 году - на год раньше, чем в ФРГ, однако информация о жизни геев продолжала упорно замалчиваться государственной цензурой. Отсутствие образов гомосексуалов в театре и кино не означало, что в восточногерманском обществе не было поклонников мужской любви. Развитая гей-культура существовала в Берлине, по меньшей мере, с 1920-х годов и, пережив преследования в годы нацизма, после войны возродилась в обеих частях разделенного города. Кафе, бары и клубы, известные лишь посвященным, во времена ГДР существовали в центре Берлина, в районе Митте, и в "альтернативном" районе Пренцлауэр-Берг.
За свое право вывести гей-культуру Восточного Берлина из медийного подполья режиссер Хернер Каров (Herner Carow) боролся около семи лет. Каров, ведущий кинорежиссер ГДР, снявший в 1972 году один из самых известных восточногерманских фильмов - "Легенду о Пауле и Пауле" (Die Legende von Paul und Paula) - долгое время был не у дел, попав в немилость из-за своих диссидентских взглядов. Фильм "Камин-аут" должен был стать для Карова подтверждением его права снимать большое кино. В начале кинематографические начальники настороженно отнеслись к желанию режиссера изобразить на экране жизнь гомосексуалов - однополая любовь плохо вписывалась в традиционные каноны социалистического реализма. Однако веяния Перестройки и желание показать Западу продвинутость ГДР в области морали и нравов сыграли положительную роль в решении о съемках фильма.
Каров получил разрешение снимать "Камин-аут" на киностудии Defa - ведущей в Восточной Германии. К выбору актеров, сценария и места для съемок режиссер подошел весьма обстоятельно. В фильме появились подающие надежды новые лица восточногерманского кино - Матиас Фрейхоф (Matthias Freihof), Дагмар Манцель (Dagmar Manzel), Дирк Куммер (Dirk Kummer), сценарий писал известный автор Вольфрам Витт (Wolfram Witt), часть сцен фильма снималась в легендарном восточноберлинском гей-кафе Zum Burgfrieden.
Премьера "Камин-аута", назначенная на половину восьмого вечера 9 ноября 1989 года, имела ошеломительный успех у публики. Из кинотеатра создатели фильма отправились праздновать свой успех в "Zum Burgfrieden". Около полуночи вечеринку съемочной группы прервал гул снаружи, набирающий силу. Выглянув на улицу, кинематографисты увидели многотысячную толпу, отправляющуюся к расположенному рядом с баром пограничному переходу. За несколько часов до премьеры "Камин-аута" один из руководителей ГДР Гюнтер Шабовски объявил о предстоящем открытии границ с Западным Берлином. Воодушевленные словами партийного лидера восточные берлинцы отправились к контрольно-пропускным пунктам с целью пробраться в так долго скрытый от них капиталистический рай. Телевизионная картинка с жителями ГДР, разбивающими молотком Берлинскую стену, вскоре облетела весь мир.
Впрочем, создатели первого и последнего в истории Восточной Германии фильма о жизни гомосексуалов остались в стороне от бушевавшего вокруг них праздника жизни. Сперва не поверив раздававшимся из толпы возгласам о крушении стены, а затем, все-таки убедившись в реальности самых несбыточных желаний, они решили не прерывать свою вечеринку. Тот мир, в котором, закрыв двери и захлопнув окна бара, остались кинематографисты - мир маленьких, скрытых от посторонних глаз гей-клубов, мир, где все знают друг друга, мир тайных явок и секретных паролей - был их миром; мир, который гудевшая на улице толпа несла ему на смену, должен был стать совсем иным. Берлин превратился в европейскую и мировую гей-столицу, и скромные домашние клубы восточной части города закрылись, не выдержав конкуренции. В большом мире за окнами и дверями Zum Burgfrieden "Камин-аут" остался почти незамеченным - премьера фильма, который должен был шокировать и раскрыть глаза на скрытые от посторонних глаз проблемы повседневной жизни геев в обществе реального социализма, оказалась в тени больших исторических событий, не оставивших от "реального социализма" камня на камне.
Свою долю славы в новой объединенной Германии создатели фильма все-таки получили. В 1990 году "Камин-аут" удостоился "Серебряного медведя" - второй по значимости награды международного кинофестиваля "Берлинале", а также премии "Тедди" за лучший гей-фильм. Члены съемочной группы пытались найти себе место в новом кино. Хайнер Каров вплоть до своей смерти в 1997 году снимал дневные телесериалы. Матиас Фрайхоф, которому роль в фильме помогла понять собственную гомосексуальность, продолжил много играть на экране и сцене. Самой заметной из ролей, сыгранных Фрайхофом после "Камин-аута", должна была стать роль Генриха Гиммлера в вышедшем на экраны в 2009 году боевике "Операции Валькирия". Впрочем, Гиммлера из звездного фильма с Томом Крузом вырезали при монтаже.
Фильм "Камин-аут", выход которого в свое время остался практически незамеченным, не был забыт - его продолжают показывать по всему миру на фестивалях восточногерманского кино.
Трейлер фильма "Камин-аут"
Виктор Трофимов На фото кадр из фильма "Камин-аут" 24 апреля 2012 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".