В российский прокат вышла лента "Париж, я тебя люблю" - сборник новелл, снятых ведущими европейскими режиссерами. Фильм убедительно доказывает, что Париж по-прежнему остается главным городом мира для тех, кто жить торопится и чувствовать спешит.
Собственно, гораздо более актуальным сейчас показался бы фильм про то, за что мы Париж НЕ любим. Причины известны. В городе - если не жить в Plaza Athenee или Le Bristol, а там живут не все, - почти невозможно встретить живого француза. Мертвые, изваянные в бронзе, позеленели от дождей и неотличимы друг от друга. Знаменитая французская гастрономия выродилась в стейк, который невозможно прожевать, и бокал вина, единственное достоинство которого - его ничтожная цена. Обслуживать в Париже перестали, зато модным стало хамить. В кафе на улице Фобур Сент-Оноре, где бутик на бутике и бутиком погоняет, я не заметил кусок сахара на блюдце. "А есть ли у вас сахар", - спрашиваю у официанта. - "А у вас глаза есть?", отвечает он. Еще три года тому назад такое было невозможно. Сами французы говорят, что их испортил евро. Возможно, и он тоже.
У геев, даже у них, не все как по маслу. В темные комнаты не пробиться. Каждый второй посетитель гей-клуба - вор-карманник. Не стихает, ох не стихает эпидемия сифилиса. Виски с колой стоит адского бабла. 100 процентов тусующихся геев являются добровольными носителями лобковой вши: вода стоит дорого, и вместо ежедневного душа парижане обходятся еженедельным протиранием лосьоном, какая уж тут гигиена. Не все просто и в романтическом смысле: парижские геи жестко пресекают попытки залезть в трусы, если таковые предпринимаются людьми а) без мышц, б) с неволосатой грудью, в) с волосатой головой. Таким ничтожным песронажам парижане говорят решительное "нет". Большинство объявлений на французском сайте знакомств звучита так: poilu pour hyper-poilu, волосатый для суперволосатого. Имеется в виду тело. Ох, беда!
Фильм "Париж, я тебя люблю" предлагает не брать в расчет негативные стороны жизни или, по крайней мере, взглянуть на них со здоровым юмором. В шестнадцати микро-фильмах рассказано шестнадцать историй - смешных и не очень. Герою новеллы Tuileries - ее сняли легендарные братья Коэны - вообще приходится тяжко. Американец, прибывший во французскую столицу для осмотра достопримечательностей, не мог знать неписаное правило: на целующиеся парочки в Париже смотреть нельзя. В результате бедняга получает по шеям, десятки репродукций Джоконды и прочий нехитрый сувенирный скарб оказывается на полу парижской подземки.
Эпизод "Парк Монсо" - бенефис великолепного американского актера Ника Нолти. Он прибыл в Париж для того, чтобы посидеть со своим внуком Гастоном, дав возможность его матери - своей дочери - вволю отдаться лесбийскому угару. Актер неподражаемо хорош, и маленькая история из лесбийской превращается в общечелоческую.
Надо сказать, что эпизод про гей-квартал Маре (режиссер - Гас Ван Сент) на фоне остальных смотрится довольно бледно. В художественное ателье заходит француз (в российской гей-"культуре" людей этого типа принято называть "королева" и прочими обидными словами, но для Парижа такие люди - норма), влюбляется с первого взгляда в работника-англичанина, тот - в него, в общем, совершенно стандартная ситуация. "У тебя огоньку не найдется?", ну и все в таком духе.
Думаю, в этом есть своего рода намек и предостережение. Геям отчего-то свойственно считать, что их эмоциональный мир - намного тоньше и разнообразнее переживаний гетеросексуального человека. И уж, во всяком случае, больше заслуживает стать объектом искусства, чем "Люсь, давай, да?" грубых "натуралов". Осюда - стремление к обособлению, к созданию собственной культуры, к разделению мира на "наших" и "не-наших". "Париж, я люблю тебя" всеми наглядными средствами демонстрирует: мир не состоит из черного и белого, он многоцветен и удивителен. Красивая, элегантная, изящная человеческая история может произойти в аристократических интерьерах 16-го округа, а может - в джунглях многоэтажек Порт де Шуази. Волосатый мускулистый красавец может оказаться подонком (серия "Квартал Анфан-Руж"), а слепой худющий парень, отчаянно некрасивый - отличным любовником и другом (квартал Сен-Дени). Любовь никогда не бывает без грусти, так же, конечно, как грусть - без любви. Героиня последнего "эпизода" чувствует себя "одинокой и счастливой". Париж - наверное, единственный город мира, где это сочетание абсолютно закономерно. Этот город - прекрасная декорация для любых проявлений ЧЕЛОВЕКА, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального положения и ориентации.