Сербский фильм о подготовке гей-парада рискует не попасть на экраны российских кинотеатров, пишут "Известия". Об этом газете сообщил глава прокатной компании "Кино без границ", известный кинокритик и телеведущий Сэм Клебанов.
- У нас, например, в портфеле еще "Парад" - сербская комедия о подготовке гей-парада, и нам уже намекнули, что будут сложности при показе его в Петербурге, - отметил Клебанов.
"Парад" - кинолента сербского режиссера Сирьяна Драгоевича, повествующая о попытке молодой гей-пары Радмило и Мирко провести в Белграде гей-парад. В ролях - Лукас Штельтнер и Кай Мюллер. В фильме используются документальные кадры белградского гей-парада 2010 года. Премьера фильма состоялась 31 октября 2011 года.
Картина "Parada", о которой рассказывают "Известия", и которую жителям бывшего СССР в кинотеатрах, судя по всему, не покажут, вызвала огромный резонанс. Ее тепло встретили на Берлинском кинофестивале, о ней отписались многочисленные кинокритики, в том числе американские, и рецензии эти носили характер разнообразный, зачастую - кардинально противоположный. Некоторые усмотрели в ленте важный посыл для укрепления мира - если не во всем мире, то, по крайней мере, на раздираемом этническими противоречиями Балканском полуострове. Другие увидели в ленте смелое заявление о правах сербских геев и лесбиянок. Третьи... третьи вообще сочли фильм "карикатурой на геев", а заодно и на всех прочих персонажей, возводящих мосты над пропастью, разделяющей людей по национальному и сексуальному признаку. Чтобы не быть голословной, приведу для примера парочку таких рецензий.
Геи и солдаты плохо уживаются друг с другом на консервативных Балканах. Точно так же, как и бывшие противники, принимавшие участие в этнических войнах в этом регионе. Тем не менее, фильм о сербском солдате, набирающем команду своих друзей - военных ветеранов - для того, чтобы защитить участников гей-парада в Белграде, стал настоящей сенсацией.
"Парад" - черная комедия, снятая сербским режиссером Сирьяном Драгоевичем, собрала самую большую кассу в истории бывшей Югославии, несмотря на то, что лента бросает вызов межэтническому расколу в регионе и глубоко укоренившейся здесь гомофобии.
Всего за несколько месяцев с момента выхода фильма на экраны его посмотрело более полумиллиона человек. Он пользовался одинаковой популярностью в Сербии, Хорватии и Боснии - этого не удавалось добиться ни одной снятой в этом регионе картине с 1990 года, когда началось противостояние между бывшими югославскими республиками.
"Весь регион впервые объединился в симпатиях к этому фильму", - говорит режиссер.
"Парад", получивший три премии на престижном Берлинском кинофестивале, снят в столице Сербии, Белграде, где гей-пара пытается организовать прайд, невзирая на угрозу насилия со стороны праворадикальных групп. Чтобы провести парад, пара заручается поддержкой ветерана сербской войны, который обещает его участникам защиту и ради этого собирает группу бывших бойцов из других югославских республик - хорвата, боснийского мусульманина и косовского албанца.
С помощью прекрасного сюжета, щедро приправленного юмором, Драгоевич рассказывает о балканских предрассудках и поднимает весьма щепетильную тему гомосексуальности и послевоенных отношений на полуострове.
Кинокритик Милан Влайчич утверждает: успех Драгоевича объясняется тем, что он сумел снять фильм, ставший универсальным посланием о толерантности, не превращая его при этом в инструмент пропаганды. "Черный юмор играет в этой картине ключевую роль", - говорит Влайчич.
Несмотря на то, что сербские гей-активисты по-разному отнеслись к роли этого фильма в продвижении прав гомосексуалов, Драгоевич настаивает, что "людям очень важно признать простую мысль: не имеет значения, какой ты национальности, кому ты молишься и с кем ты отправляешься в постель".
Глубокие раны, нанесенные балканской войной, остаются источником раздора на протяжении многих лет после окончания боевых действий. Эти трения стали очевидными после недавнего режиссерского дебюта голливудской звезды Анджелины Джоли - истории любви на фоне боснийской войны, - которая заслужила овации в Боснии, но сербами была отвергнута и сочтена пропагандой.
"Парад" - фильм совместного производства компаний из Сербии, Хорватии, Македонии, Словении и Великобритании, - по всей вероятности, был принят большинством, если не всеми. В Боснии эта лента стала самым популярным сербским фильмом после окончания войны, здесь ее посмотрело больше зрителей, чем ленту Джеймса Камерона "Аватар". Об этом говорит боснийский дистрибьютор фильма. В Хорватии "Парад" посмотрело около 150 тысяч зрителей.
Несмотря на это, влиятельная в Хорватии католическая церковь запретила показ фильма Драгоевича в принадлежащих ей кинотеатрах в прибрежном городе Дубровник. Церкви не понравилась гей-тематика, а также якобы предпринятая Драгоевичем попытка возложить равную вину за начало войны на все стороны конфликта.
По словам Драгоевича, успех его ленты демонстрирует, что на Балканах существуют общие узы культуры и истории. "И это - плохая новость для националистов", - уверен он.
Американская газета Star Tribune
Рецензия вторая: отрицательная
Объявленный первым "всеюгославским" фильмом (минус Босния) со времен развала Югославии, "Парад" явно претендует на то, чтобы его посчитали гениальной сатирой. Но на самом деле надоевшие и утомительно-карикатурные персонажи ленты Сирьяна Драгоевича просто постыдны. Он использует все шаблонные черты - женственные геи и националисты-супермачо - для того, чтобы убедить публику в необходимости противостояния гомофобии. Но это может сработать только для тех, кто по-прежнему считает уморительными шутки американского комика семидесятых Пола Линда. Однако зрители, которые с того же времени привыкли к зрелым гей-фильмам, поёжатся от этого наивного, преисполненного благих намерений, но безнадежно устаревшего фарса.
В прежние времена Драгоевич снимал великолепные комедии, но "Парад" использует все существующие на свете карикатурные стереотипы, за которыми не кроется никакой глубины. Устроитель свадеб Мирко и его коллеги по борьбе за права геев терроризируются гомофобными скинхедами. Партнер Мирко, ветеринар по имени Радмило, убеждает бывшего солдата сербской национальной армии Мишко Лимуна обеспечить им защиту на время гей-парада в обмен на то, что Мирко организует для Лимуна пышную и безвкусную свадьбу с его невестой Бисеркой. Лимун обращается за помощью к бывшим врагам из других югославских республик и попутно избавляется от собственных предрассудков. Если этот фильм поможет борьбе с гомофобией в Югославии, то снимать его стоило. Но это - одна из тех комедий, которым лучше не выходить в международный прокат.
Американский киносайт Variety.com
Рецензия третья: от зрителя из бывшего СССР, свидетеля разгона киевского прайда
Американские кинокритики озабочены движением за гражданские права и, в частности, за права геев - для них это давно стало не поддающимся сомнению "хорошим тоном". Однако оба заокеанских рецензента весьма далеки от понимания того, как воспримет фильм Сирьяна Драгоевича гомосексуальная аудитория из славянской страны, испытывающей те же проблемы, с которыми ежедневно вынуждены сталкиваться сербские геи.
Когда-то в США происходило почти то же самое, но авторы рецензий об этом либо забыли, либо никогда не знали, потому что между их сегодняшними гей-браками и карнавальными прайдами и нашими славянскими гомофобными реалиями лежит временная пропасть, которую большинство американцев просто не в состоянии постичь. Для них фильм "Парад" - это либо рассказ о том, как под влиянием обстоятельств ради общей цели могут объединиться бывшие этнические враги, либо повод иронично поскакать на косточках режиссера, снявшего фильм о геях, якобы наполненный "шаблонными стереотипами".
Так вот: если какие-то стереотипы в этой ленте и присутствуют, то крайне незначительные. Более того, в них нет ничего оскорбительного - и это говорю я, человек, начинающий метать громы и молнии в тех случаях, если геев в кино изображают клоунами. И если главное, на чем заострил внимание американский критик, - это то, что пара-тройка гомосексуальных мужчин в "Параде" ведет себя не совсем шаблонно в соответствии со стандартами "истинной маскулинности", то грош этому критику цена. При всем моем уважении.
"Парад" - это фильм, максимально приближенный к реалиям, наблюдающимся сегодня на постсоветском прострастве. И не только потому, что речь в нем идет о братьях-славянах, которые нам априори понятнее в силу общности национального происхождения. Странно, что рецензент не увидел в этой ленте искомой им глубины, ведь на самом деле пресловутая "глубина" присутствует здесь в изрядных количествах. Странно, что внимание он обратил только на смешные моменты (их в фильме действительно предостаточно), потому что жанр ленты - отнюдь не комедия. Это - трагикомедия, и драмы, такой, от которой из глаз непроизвольно текут слезы, в ней отнюдь не меньше, чем поводов "для посмеяться". Особенно в финале. А сочетание драмы с комедией выдержано в лучших традициях артхаусного кино.
Европейцы поняли это лучше американцев. Именно поэтому на Берлинском кинофестивале картина получила сразу три награды: приз зрительских симпатий за лучший художественный фильм, приз экуменического жюри (экуменическое движение - движение за христианское единение), а также приз читателей известного немецкого гей-журнала "Siegessаule".
Сюжет ленты в двух словах пересказывать бессмысленно. Даже обязательная аннотация, в которой повествуется о том, как гей-пара из Белграда, Мирко и Радмило, нанимают бывшего вояку Мишко Лимуна - личность с более чем криминальными наклонностями - для охраны гей-парада, потому что в этом им отказала полиция, потенциального зрителя может не зацепить. Несмотря на всю, казалось бы, абсурдность ситуации. В аннотации ничего не говорится ни о жизни самого Мишко Лимуна, глубоко переживающего разлуку с подавшимся в скинхеды сыном; ни о его разбитной невесте Бисерке - бой-бабе, которая за милых ее сердцу геев "пасть порвет-моргалы выколет"; ни о его любви к классическому голливудскому фильму "Бен Гур", в котором рассказывается история чистой и преданной гей-любви (хотя Мишко об этом даже не подозревает). Нет в аннотации и слов, сказанных гей-активистом Мирко после очередного избиения: "Я ненавижу собственную землю, потому что не могу хотя бы день пройтись по ней свободным, гордым человеком". По всей вероятности, для американского кинокритика из Variety.com эти слова - тоже не более чем "карикатурный стереотип". А вот для меня - нет, потому что в моей душе, как принято изъясняться в таком случае, они задевают "самые потаенные струны". Если говорить доступным языком, то я чувствую то же самое, что и Мирко.
Велика вероятность того, что "Парад" в российский прокат не выйдет - по той же причине, по которой в Сербии запретили театральную постановку Мирко, вынужденного зарабатывать на жизнь планированием свадеб, вместо того, чтобы посвящать себя любезным сердцу сценическим подмосткам. Но я расскажу вот о чем. Когда несколько лет назад в моей стране Украине высочашим постановлением не допустили к прокату хорошо известного "Бруно", я легко разыскала этот фильм в сети - из вредности. При том, что идти на "Бруно" в кинотеатр не собиралась даже в том случае, если бы мне за это приплатили. Досмотреть сей шедевр в скачанном из интернета виде у меня так и не получилось: не вынесла душа поэта пусть и острого, но все же сильно отдающего сортиром юмора Саши Барона Коэна. Однако сам факт "запретного плода" сделал свое дело: показали бы фильм в кинотеатрах - не пошла бы, но уж коль его забанили столь милые нам политиканы-моралисты - скачала им назло.
То же самое будет и с сербским "Парадом": он давно разошелся по российским файлообменным сетям, в чем каждый из вас может убедиться, набрав в поисковике ключевые слова "Парад/Parada (Сирьян Драгоевич/Srdjan Dragojevic)". Только этот фильм, в отличие от "Бруно", я бы отметила ремаркой "к просмотру обязателен".
Фрагмент фильма "Парад" (с субтитрами на русском языке)