Столицу Украины посетил известный французский актер и кинорежиссер Жан-Марк Барр (Jean-Marc Barr). Он представил свою последнюю актерскую работу - фильм "Раки и ракушки" Оливье Дюкастеля и Жака Мартино. Жан-Марк Барр ответил на вопросы газеты "КоммерсантЪ".
- Расскажите о своей последней ленте, которую вы представляете в Киеве.
- "Раки и ракушки" - это такой прикольный стеб на тему нетрадиционных сексуальных отношений. Лето, коттедж на побережье Средиземного моря, куда приезжает семья - родители и дети. Родители считают весьма интересной и уместной однополую связь и открыто говорят об этом своему сыну. Он, конечно, думает, что папа с мамой немного перегрелись на солнышке, ха-ха-ха! Ну а если серьезно, то кино это про то, как сейчас относятся к однополой любви в Европе. Что до меня, то я играю сантехника-гомосексуалиста, который начинает соблазнять сына. Мне было интересно сыграть такого человека, хотя в обычной жизни я вполне классической сексуальной ориентации, к тому же давно женат. Я думаю, вашему зрителю будет легко смотреть эту ленту, несмотря на сексуальную зажатость, которая царит еще в Восточной Европе. И у вас, кстати, тоже.
- А с чего вы это взяли - про царящую у нас зажатость?
- Несколько лет назад я привозил в Россию фильм "Слишком много плоти". Еще до поездки у меня было мнение, что в России сексуальные табу уже сняты и все люди там ведут себя в сексуальном плане так, как им того хочется. Но после просмотра ленты люди выходили какие-то подавленные. Я заметил, что даже журналисты тушевались, стеснялись задавать какие-то вопросы. У меня появилось такое чувство, что человек, имеющий нетрадиционную ориентацию, приравнивается к юродивому. Мне напомнило это Америку - там ситуация точно такая же. В США за гомосексуализм и убить могут, причем запросто. Восточная Европа, по моему мнению, также имеет еще дикие нравы в плане сексуальной свободы, а главное - терпимости и толерантности в отношении сексуальных меньшинств. В Западной Европе, если ты - гомосексуалист, это не проблема. Каждый любит кого хочет.
- Вы работали с двумя выдающимися режиссерами - Люком Бессоном и Ларсом фон Триером. Какие профессиональные особенности у каждого из них?
- Суть Бессона - это сила. Люк с силой все сгибает, он пытается все поджать, согнуть так, как ему это удобно, пока в кадре не увидит то, что нужно. Он жесткий парень. Если он хочет чего-то добиться, то скрутит актера в бараний рог, пока он не сделает этого, и ему абсолютно по барабану, как себя при этом чувствует актер. Ну а у Ларса все совсем по-другому. С ним работать очень легко. На площадке царит юмор, хотя снимает-то Триер совсем нешуточные фильмы. Даже если он хочет устроить кому-то выволочку, то делает это очень деликатно. Вот, например, допустим, ты заигрался и начал что-то выдумывать. Тогда Ларс подойдет к тебе с улыбкой и скажет ласково так: "Ты что, действительно считаешь, что ты - непревзойденный актер?" Ну или что-то еще в этом духе.
- На презентации фильма вы сказали, что хотели бы еще вернуться на Украину. А зачем?
- Я действительно хотел бы сняться в российском или украинском фильме. Было бы интересно окунуться в жизнь вашей страны. Может, здесь я найду сюжет для новой интересной истории. Так, в свое время я открывал для себя Францию, где живу уже 15 лет. Впрочем, если мне кто-то предложит в России или на Украине не только актерскую работу, а и доверит работу режиссера, я охотно возьмусь и за нее.
Справка: Жан-Марк БаррЖан-Марк Барр родился в 1960 году в Германии. Более всего он известен как актер, но также имеет режиссерский, продюсерский и сценаристский опыт. Начиная с 1986 года работал в театре. Первую крупную роль получил в фильме Люка Бессона "Голубая бездна" - первом коммерчески успешном французском фильме, снятом в 1980-е. С 1991 года сотрудничает с Ларсом фон Триером - Жан-Марк Барр сыграл в его кинофильмах "Рассекая волны", "Танцующая в темноте", "Догвилль" и "Мандерлей".
В 1999 году актер дебютировал одновременно в качестве режиссера, сценариста и продюсера, сняв фильм "Любовники". В дальнейшем эта лента была дополнена фильмами "Слишком много плоти" и "Просветление" и превратилась в трилогию.