"Мои фильмы показывают
настоящий жестокий мир...
Рано или поздно это принесет
пользу."
Гас ван Сент
КОРОТКОМЕТРАЖКИ
Несколько лет ван Сент делал короткометражные фильмы, как говорят, тратя по 50 долларов на каждый. Среди них:
"Мой новый друг" ("My New Friend") (1984), саркастическая автобиография, где ван Сент показывает фотографию голого мужчины и объясняет, как тот получил синяк под глазом;
"Швейцария" ("Switzerland") (1986), ван Сент встречает на улице ребенка, который утверждает, что приехал из Швейцарии;
"Кен выходит из тюрьмы" ("Ken Gets Out of Jail") (1987), уличный подросток выходит из заключения, куда попал за ограбление магазина.
Кроме вышеуказанных, ван Сент снял "Науку упрощать" ("The Discipline of DE"), остроумный комментарий о влиянии Уильяма Берроуза на книгу "Делай просто" ("Do Easy").
"ДУРНАЯ НОЧЬ" ("MALA NOCHE")
Первый полнометражный фильм ван Сента, с мизерным бюджетом, представляет собой сложное, вдумчивое рассуждение о страстной любви и отвергнутой страсти. Черно-белая палитра фильма подчеркивает атмосферу Портлендских трущоб, где циничный молодой парень Уолт (Тим Стритер) проводит время, продавая крепленое вино нищим из местной распивочной. Имея слабость к латиноамериканцам, он безумно и безответно влюбляется в Джонни, 16-летнего нелегального иммигранта из Мексики, который то поощряет его, то отталкивает. Потеряв надежду сломить сопротивление Джонни, Уолт становится "спонсором" друга Джонни миловидного Роберто. Рассказанный от имени пораженного любовью главного героя, этот ранний фильм Нового Другого Кино интересно смотреть от начала и до конца.
(US, 1985, 78min)
"АПТЕЧНЫЙ КОВБОЙ" (DRUGSTORE COWBOY)
Благодаря своему первому малобюджетному фильму Mala Noche, ван Сент получил поддержку крупной студии для создания драмы, не связанной с гей-тематикой, в которой он не отказался от интереса к "людям с обочины". Он адаптировал для экранизации неопубликованный роман Джеймса Фогеля, который на тот момент отбывал 22-летнее заключение за преступления, связанные с наркотиками. Это откровенное описание жизни четырех едва сводящих концы с концами наркоманов с Северо-западного побережья в 70-е годы - один из самых необычных и необычно откровенных фильмов своего времени. Мэтт Дилан прекрасно играет крутого и безжалостного "нарко-дьявола", разыгрывающего доброго папочку семьи наркоманов-мошенников. Келли Линч играет его грациозную жену, а Джеймс ле Грос и Хезер Грэхам - безмозглых дружков наркоманов. Черпая силу в удивительно извращенном чувстве юмора и в не только не скромном, но даже бесстыдном тоне повествования, фильм следует за Диланом и его подельниками, пока они резво и шумно перемещаются из города в город и грабят аптеки в надежде достать наркотики.
(1989, 100 min, US)
"МОЙ СОБСТВЕННЫЙ АЙДАХО" ("MY OWN PRIVATE IDAHO")
Действие фильма происходит на жестоких улицах Портленда, в центре сюжета - отчаявшиеся обитатели трущоб и молодые мужчины-проститутки. Эта захватывающая драма стала классикой современного гей-кино. Ривер Феникс гениально изобразил Майка Уотерса, замкнутого наркомана-проститута, ищущего свою давно пропавшую мать. Кеану Ривз играет Скотта, прекрасный объект безответной любви Майка. Ван Сент ловко создает подсюжет, основанный на втором акте шекспировского "Генриха IV", даже вставляя крошечные отрывки диалогов, сочиненных Бардом. Ривз - это Принц Гарри для Майка, Боб Пижон (Уильям Ричерт), явно списан с Фальстафа. Настрой фильма меняется от смешного до трагического, а затем и до высокоэротичного. Фильм показывает жизнь на улицах доброжелательно и с пониманием. Признание Ривера в любви к Кеану (большую часть которого актер сымпровизировал) на фоне костра - один из "идеальных эпизодов" гей-кинематографа.
(1991, 105 min, US)
"ДАЖЕ КОВБОЙШИ ГРУСТЯТ" ("EVEN COWGIRLS GET THE BLUES")
Неожиданно безвкусный фильм. Эта попытка снять разнузданную пародию на роман Тома Робинса, написанный в 1976 году, не имеет будущего. И комедия, и приключения, и драма, и любовная история - этот фильм наполнен намеренно несуразными аллюзиями (в том числе мелькающие в эпизодах Уильям Берроуз, который произносит, - "Настораживает", Розанна Арнольд, Бак Хенри, Криспин Гловер, Энджи Дикинсон), и страшно напыщенными сценками, исполняемыми статистами (Кеану Ривз, Нориуки "Пэт" Морита, Лорэн Бракко). Сюжет фильма перегружен собственными попытками быть одновременно постмодернистским и политически и сексуально адекватным. Ума Турман играет приятную, но невыразительную Сисси Хэнкшоу, легкомысленную юную красавицу, чьим проклятием (или благословением) оказываются ненормально увеличенные большие пальцы рук. Приглашенная "Графиней" (бледнолицым, чрезмерно педерастичным Джоном Хертом) посетить ранчо "Резиновая Роза" в Орегоне, Сисси вскоре оказывается впутанной в восстание пастушек под предводительством "харизматичной" Бонанзы Джеллибин (на самом деле кататонички Рейн Феникс). Лесбийская любовная интрига оказывается на деле наилучшим моментом фильма: ошеломительная Сисси и размахивающая пистолетами Бонанза оказываются вполне реалистичной и трогательной парой. Оставаясь неудачным по всем параметрам, фильм тем не менее легок для просмотра и включает несколько забавных эпизодов, но главное - он показывает как НЕ надо делать фильмы. K.d.lang написала к нему приятный саундтрек в стиле кантри.
(1994, 100 min, US)
"УМЕРЕТЬ ЗА" ("TO DIE FOR")
Николь Кидман прекрасно играет в этой стильной и умной социальной сатире на американскую одержимость телевидением. Кидман - точный прообраз своего персонажа, Сюзанны Стоун, кокетливой Нью-Хемпширской девицы, выглядящей привлекательно, но обыденно, и стремящейся при этом достичь успеха на телевидении любой ценой. Светловолосая, самоуверенная и донельзя амбициозная, она выходит замуж за своего бывшего однокурсника Ларри (Мэтт Дилан), обустраивает идеальное жилье и начинает делать карьеру на местном кабельном телевидении. С ведения выпусков о погоде, где требуются красивые девушки, она добирается до съемки репортажа о пропащей жизни трех подростков (она уверена, что репортаж тянет на премию Эмми). Двое из трех неудачников это Лидия (Элисон Фоллард), начинающая лесбиянка, которая влюбляется в бессердечную Сюзанну (из чего Сюзанна находит возможность получить выгоду), и Иоахим Феникс, обаятельный, но некрасивый парень, который становится ее неожиданным любовником. Однако когда муженек Ларри начинает поднимать слишком много шума, требуя семейного счастья, Сюзанна, которая видит в нем ненужное препятствие на пути к славе и удаче, уговаривает юнцов помочь ей избавиться от этого домашнего неудобства. Мастерски сделанный сценарий Бака Хенри оказался в хороших руках, а ван Сент быстро оправился после неудачи с "ковбойшами".
(1995. 100 min, US)
"УМНИЦА УИЛЛ ХАНТИНГ" ("GOOD WILL HUNTING", 1997)
В 1997 году Гас ван Сент наконец снял фильм, ставший настоящим открытием и принесший ему "Оскара", которого он давно заслуживал. "Умница Уилл Хантинг" - самый удачный фильм в истории киностудии "Мирамакс" (обогнавший даже "Криминальное чтиво"!). Это увлекательная и эмоциональная история. Действие происходит в южном Бостоне, главный герой - Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон) гений, работающий уборщиком в Массачусетском Технологическом Институте. Его интеллект обнаруживает один из профессоров (Стеллан Скарсгаард) и вынуждает его пройти терапию по поводу его "неправильной профессиональной ориентации". Он сталкивается с Шоном МакГвайром (Робин Уильямс), гением со схожими проблемами, жена которого умерла от рака. Между ними образуется привязанность, которая в конце концов улучшает жизни обоих. Сюжет мощный и завораживающий (и значительно менее сентиментальный, чем кажется), во многом благодаря искусной режиссуре ван Сента, который вносит в него и серьезные ноты, и юмор в нужной пропорции.
"Умница Уилл Хантинг" был номинирован на "Оскар" в нескольких категориях, включая "Лучший Фильм", "Лучший Режиссер", "Лучший актер второго плана" (Робин Уильямс), "Лучшая актерская игра" (Мэтт Дэймон и Бен Эффлек), "Лучшая актриса второго плана" (Минни Драйвер) и "Самая оригинальная музыка" (Элиотт Смит, "Мисс Несчастье"). Робин Уильямс получил своего первого "Оскара", как, впрочем, и Дэймон с Эффлеком. И если бы не дурацкий "Титаник", фильм также получил бы свою награду.
(Miramax, Christmas Day 1997)
"ПСИХОЗ", ("PSYCHO", 1998)
Сразу после успеха "Умницы Уилла Хантинга" в 1997 году, ван Сент взялся за еще один необычный проект. Он решил сделать римейк классического фильма Альфреда Хичкока "Психоз", снятого в 1961 году. Нет нужды говорить, что возникли возражения. Несмотря на то, что фильм следует первоначальному сюжету и многим из установок, поставленных Хичкоком, решение ван Сента подверглось серьезной критике. В свою защиту он заявил, что намерен отдать дань уважения признанному мастеру и возродить фильм для нового поколения. Тем не менее, решение создать римейк классического произведения весьма необычно. Судным днем для фильма было 4 декабря 1998 года. Уже 7-го стало известно, что фильм стал вторым по кассовой популярности.
(US, 1998)
НАЙТИ ФОРРЕСТЕРА, ("FINDING FORRESTER", 2000)
Оправившись от раскритикованного "Психоза", Гас ван Сент вернулся к созданию того типа фильмов, которые принесли ему всеобщую известность. Пометавшись между несколькими разными проектами, Гас взялся за работу над историей о писателе-отшельнике и даровитом подростке, который неожиданно становится его другом. Верный своему слову снимать только жизнеутверждающие фильмы, данному после смерти Ривера Феникса, Гас ван Сент ставит Шона Коннери и Роба Брауна (для которого это первый фильм) на главные роли. Фильм вышел в декабре 2000 года (как раз к началу раздумий над тем, кого номинировать на "Оскара") и получил в целом положительные рецензии. Однако поклонники ван Сента обвинили его в повторении пройденного, а некоторые даже приняли рекламные плакаты фильма за очередное доказательство того, что ван Сент "продался" Голливуду. Но как и во всех фильмах ван Сента, "Найти Форрестера" - это значительно больше, чем сумма сюжета и рекламной кампании.
Первоклассный саундтрек, прекрасная и даже ошеломляющая игра актеров, а также интеллигентная режиссура (хотя финал несколько чрезмерен, по мнению многих, особенно тех, кто предпочитает более изящный стиль ван Сента). Это несомненно достойный фильм, хотя и очевидно второстепенный в фильмографии ван Сента.
(US, 2000)
Подготовлено по материалам www.cinequest.org и Images in the Dark (An Encyclopedia of Gay and Lesbian Film and Video).