В 1960-м году актер Дирк Богарт, любимец британских домохозяек, которые увешивали его фотографиями стены, принял решение, перевернувшее всю его карьеру.
Богарт, которого сегодня вспоминают как исполнителя ролей в остросоциальных фильмах, посвященных исследованию "дна общества", в те времена пользовался совершенно другой репутацией. Он был сердцеедом и звездой всевозможных комедий и романтических историй, этаким "засахаренным героем", чего требовала кинематографическая норма 1950-х. Но потом он подписал контракт на исполнение роли Мелвилла Фарра, адвоката-гея, который выходит на след группы вымогателей, шантажирующих таких же как он. Вследствие этого Фарр и сам становится жертвой шантажа, но, рискуя собственным благополучием и карьерой, помогает полиции изобличить и задержать преступников.
Когда в 1961 году фильм, получивший название "Жертва", вышел на экраны, и Дирк Богарт, и режиссер Базиль Дерден столкнулись с серьезной оппозицией со стороны общества, потоком нещадной критики в прессе и непониманием даже в собственной продюсерской компании. И это был первый фильм, в котором одна из вечных кинематографических тем - слова "Я тебя люблю", - были адресованы одним мужчиной другому. В котором эмоциональная сторона жизни геев была представлена как нечто совершенно естественное, аналогичное гетеросексуальной "нормальности". Потому что до этого геи появлялись на экране лишь как извращенцы, представители некоего порочного, перевернутого мира, не имеющего отношения к реальным чувствам и реальной жизни.
В этом отношении фильм повлиял не только на Богарта, навсегда отказавшегося от слащавых ролей героев-любовников. Сам он никогда не совершал публичного камин-аута, утверждая, что в "Жертве" нет ничего автобиографического. Фильм повлиял и на социум, поскольку в 1967 году был модифицирован закон о сексуальных преступлениях, а позже - декриминализирована гомосексуальность, которая официально считалась уголовным деянием с 1885 года.
В те времена подобный фильм был большой редкостью. Любители кинематографа привыкли наблюдать на экране некое воплощение своих сказочных мечтаний - и ничего не хотели знать о политике, особенно о политике в отношении сексуальности. Это сейчас голливудские актеры постоянно вытаскивают припрятанный в рукаве либерализм, поскольку того требует обстановка. Да и фильмов на соответствующую тему появляется все больше, но по степени популярности они все равно не сравнятся с боевиками про крутых мужиков с пушками и симпатичной девчонкой в придачу.
Понадобилось 40 лет для того, чтобы в широкий прокат вышла другая нашумевшая лента, в которой сексуальная гей-сцена была показана сквозь призму искренности, как и в случае с гетеросексуальными отношениями. "Горбатая гора", ставшая легендарной, - рассказ о влюбленных ковбоях, получивший три Оскара и заставивший многих зрителей плакать настоящими слезами.
"Горбатая гора" и "Жертва" - вот два фильма, которые стали ключевыми при написании новой книги об истории гей-кино. После короткого предисловия ее автор, Стивен Пол Дэвис, намётанным "голубым глазом" оценивает многочисленные якобы гетеросексуальные ленты, в которых, тем не менее, геевская и лесбийская составляющая читается между строк. Рассказывает о странных взаимоотношениях современного общества с кинопленкой. Эта книга, "Out at the Movies", в первую очередь адресована читателям-геям, однако полезна будет всем, ведь благодаря ей нам предоставлена возможность ознакомиться с чем-то по-настоящему искренним и прогрессивным, что оказало огромное воздействие на коммерческий кинематограф в его нынешнем виде.
Я был одним из тех, кто в течение долгого времени отводил взгляд от экрана, когда там начинали показывать геев. И вовсе не потому, что так уж этого хотел, и не по причине глубоко укоренившейся во мне гомофобии. Я никогда не испытывал к геям подлинной ненависти. Просто это оказалось заложенным во мне изначально: я действительно не мог смотреть на то, как Руперт Эверетт целуется с Майклом Дженном в "Другой стране", или как Дэниэл Дэй Льюис занимается тем же с Гордоном Уорнеке в "Моей прекрасной прачечной". Теперь же, когда кино стало потихоньку совершать камин-аут, моя тонкая восприимчивость реорганизовалась, - и я уверен, что подобное произошло со многими. Потому что теперь я могу: я в состоянии смотреть на подобные сцены и не испытывать в связи с этим смущения. Наоборот: я смотрю на них с удовольствием и думаю при этом вовсе не о сексе мужчины с мужчиной, а о том, какие чувства обуревают героев в настоящий момент.
За это я - гетеросексуальный мужчина, смотрящий гей-кино, - должен быть благодарен большому количеству обстоятельств. Я редко говорю о том, что тот или иной фильм сделал меня лучше, но в случае с гей-фильмами утверждаю однозначно: эти картины действительно помогли мне стать лучшим... мужчиной.