С момента возникновения кино было для зрителей миром грез, способом увидеть нечто необычное: диковинные страны, красивую любовь, необычных чудовищ. Но гомосексуалов в кино долгое время не показывали. Как же получилось так, что "голубое кино" все же смогло прорваться на экраны? И в каком году зрители впервые увидели в кино гея?
Когда братья Люмьер в 1895 году изобрели киноаппарат, их вполне устраивали съемки прибытия поезда на вокзал и политого поливальщика. А вот американский изобретатель Томас Эдисон, который в том же году создал свой вариант кинокамеры, пошел дальше. В одном из первых его фильмов на экране танцевали двое мужчин, страстно обнимаясь, а рядом стоял третий и играл на скрипке.
Разумеется, это была комедия, зрители умирали со смеху: надо же, два мужчинки вместе танцуют и только что не целуются! Это было в 1895 году, это был первый в истории кино гей-фильм, пусть и очень короткий (всего 17 секунд).
Может быть кого-то смущает, что в первом гей-фильме не было гей-секса или хотя бы гей-поцелуя. Ничего страшного. В 1920-ые подоспел первый немой гей-порнофильм, где голубая любовь была показана со всеми физиологическими подробностями. На этот раз подсуетились французы, фильм назывался "Телеграфист".
Серьезнее всего к проблеме подошли немцы. В 1919 году в Германии они сняли полнометражный художественный фильм "Непохожий на других" - своего рода манифест, призванный привлечь внимание к проблемам гомосексуалов. Сама постановка вопроса по тем временам была революционной. Большинство людей было уверено, что геи - больные люди, а в фильме доказывалось обратное.
Главный герой фильма - талантливый музыкант осознает свою гомосексуальность и заводит любовника, который начинает вымогать у него деньги. Терзаемый обстоятельствами, герой разрывает отношения с мерзавцем, но в итоге попадает под суд и кончает жизнь самоубийством.
Сценаристом и идейным вдохновителем фильма был доктор Магнус Хиршфельд - лидер движения за освобождение геев, осужденных по немецкому антигомосексуальному законодательству.
Возглавляя Институт изучения сексологии, Хиршфельд проводил многочисленные мероприятия по защите прав геев и даже убедил Льва Толстого подписать письмо в поддержку немецких гомосексуалов. В 1935 году Хиршфельд умер и избежал ужасов, которые пережили немецкие гомосексуалы во времена нацизма.
Гитлер, мягко говоря, не любил геев, поэтому отдал приказ уничтожить все копии крамольного фильма. Чудом сохранилась пара катушек с пленкой, на которых записано 45 минут из полуторачасового фильма. Все остальное утрачено навсегда.
Разумеется, Хиршфельд значительно опередил свое время. Во всем остальном мире гомосексуализм многие десятилетия оставался запретной темой для кинематографистов.
В США в 1930-50-ые годы действовал жесткий цензурный кодекс: на экране запрещали показывать даже гетеросексуальные поцелуи, если хотя бы один из партнеров во время этого действия приоткрывал рот. А уж о геях нельзя было даже заикаться. Единственное, что допускалось - женоподобные капризные мужчины в комедиях.
Считалось, что если в брутальном вестерне среди мускулистых ковбоев появится кривляющийся капризный "мужчинка", это очень развеселит зрителя. Таким образом, несчастные геи стали посмешищем для гетеросексуального большинства.
Другим способом иносказания были комедии про переодевания, из которых самая известная - нежно любимая советскими зрителями картина "В джазе только девушки" (в оригинале - "Некоторые любят погорячее") с Мерлин Монро в главной роли.
По сюжету два главных героя вынуждены переодеться в женское платье, чтобы спастись от преследования гангстеров. Такая выигрышная коллизия позволяла спокойно показывать довольно рискованные с точки зрения цензуры сюжеты. Например, как один мужчина пристает к другому, одетому в женское платье. И даже когда герой фильма в финале прямо говорит влюбленному в него старичку-миллионеру, что он не женщина, старичок не смущается и спокойно отвечает: "У каждого свои недостатки".
Когда в 1960-ые годы большую часть земного шара накрыла сексуальная революция, жесткие цензурные запреты пали. Почти сразу же на экраны хлынула гетеросексуальная эротика, вот только гомосексуалы опять оказались чужими на этом празднике жизни.
Да, теперь их открыто стали показывать... Вот только как?! Геев в кино изображали или карикатурно, или в виде глубоко несчастных забитых существ, лишенных радостей жизни. Все это довольно сильно угнетало зрителей-гомосексуалов, которые хотели, наконец-то, увидеть себя на экране в нормальном виде.
Их мечта сбылась в 1973 году, когда на экраны вышел фильм Кристофера Ларкина "Вполне естественно". Сюжет - история любви двух молодых красивых геев, которые живут вместе и спокойно выстраивают свои отношения: готовят еду, покупают анальную смазку, вместе ходят в зоопарк, занимаются сексом. При этом они совсем не похожи на забитых и несчастных. Впрочем, в прокате фильм провалился. Смотреть на повседневную жизнь обычных геев зрителям было неинтересно.
В конце 1980-ых гей-кино, наконец-то, расцвело буйным цветом. А уж после того, как 1994 году Том Хэнкс получил "Оскара" за роль умирающего от СПИДа гея в фильме "Филадельфия", даже крупные голливудские студии перестали бояться "скользких тем".
Если раньше геям приходилось искать скрытые намеки на гомосексуальность в крупнобюджетных фильмах (например, обсуждать интимность отношений Бэтмена и Робина), то теперь даже в консервативной России на экраны постоянно выходят картины, прямо посвященные однополым отношениям.
Долгое время отечественные кинематографисты были в стороне от общемировой моды. Однако ситуация меняется. Но несколько лет назад в ограниченный прокат вышла картина Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого "Я люблю тебя", которую рекламировали как "первый русский гей-фильм". В нем молодой преуспевающий менеджер влюблялся в дикого и сексуального калмыка Улюмджи, работающего в зоопарке. Российские зрители отнеслись к фильму прохладно, но на гей-фестивалях по всему миру картина имела успех.
Самые кассовые американские фильмы с гей-сценами:
"Клетка для птичек" (1996) - 124 млн.$
"Интервью с вампиром" (1994) - 105 млн.$
"Горбатая гора" (2005) - 84 млн.$
"Талантливый мистер Рипли" (1999) - 82 млн.$
"Филадельфия" (1993) - 77 млн.$