Знаком * помечены фильмы с явно выраженной гомосексуальной тематикой. Фассбиндер в Shop.Gay.Ru >>
Первое творение Фассбиндера представляет собой мрачный стилизованный "гангстерский" фильм, созданный под влиянием американского кино и работ Сэма Фюллера и раннего Годара. Улли Ломмель играет бандита в черном плаще, Ханна Шигулла - "роковую женщину", а сам Ф ассбиндер выступает в роли бывшего заключенного, ныне ставшего сутенером. Этот малобюджетный черно-белый фильм снят при минимуме декораций, в нем разрабатываются темы одиночества, безнадежности, любви, смерти, махинаций и предательства.
Эта грустная притча о латентном фашизме буржуазных кругов поставлена по пьесе, созданной Фассбиндером для своего Анти-Театра. Место действия - мрачный провинциальный городок под Мюнхеном, где иммигрант-грек (его играет сам Ф ассбиндер) становится жертвой распространившейся в стране ксенофобии (ненависти к чужакам). Постоянно "тлевшая" нелюбовь к гастарбайтерам превращается в насилие, едва ему стоило связаться с группой развязных парней из пролетариата и их неразборчивыми в половых связях девушками.
В притоне далеко на задворках лишенного солнца Мюнхена жалкие бандиты и их любовницы планируют урвать большой кусок, но всё заканчивается предательством и неудачей. Это первый фильм Фассбиндера в жанре "черного кино", в нем снимались Ханна Шигулла, Харри Бер и Маргарете фон Тротта.
Угнетающий триллер о социальном конформизме и мещанстве. Курт Рааб снялся в роли господина Р. - удачливого служащего, "белого воротничка", который внезапно и необъяснимо (а в интерпретации Ф ассбиндера и неизбежно) впадает в неистовство и резко меняет свою жизнь, но сначала убивает свою жену, соседа и маленького сына. Предопределенное напряженное повествование о крушении надежд и банальности бытия.
Странный фильм в стиле "вестерн" с любовником Фассбиндера Гюнтером Кауфманом в главное роли Уайти - рабочего-метиса, замученного и нещадно эксплуатируемого, который по наущению болтливой официантки (Ханна Шигулла) убивает своих работодателей-мучителей. Он стал основой для другого фильма-размышления Ф ассбиндера - "Берегись святой шлюхи", снятого позже в том же году. В других ролях также снимались сам режиссер, Харри Бер и Улли Ломмель.
Этим фильмом Фассбиндер воздал должное жанру американского "черного кино" и творчеству Сэма Фюллера, Хамфри Богарта и Жан-Люка Годара. Главный герой - ветеран вьетнамской войны и профессиональный убийца Рики, нанятый немецкой полицией, чтобы устранить нескольких мошенников.
Автобиографичное размышление о внезапных взаимодействиях и всё изменяющих связях, из которых состоит процесс создания фильма. Лента отчасти основана на впечатлениях от съемки "Уайти". Камера следит за съемочной группой и актерами, которые беспокойно шляются по роскошному испанскому отелю, ссорятся, пьют, занимаются любовью и "играют мускулами" в ожидании главной "звезды" (Эдди Константин), денег на съемку и самого режиссера (его играет Фассбиндер), который вернет их к творческой жизни. Интересно, что это была последняя работа Фассбиндера с коллективом его Анти-Театра. Это первый фильм режиссера, в котором нашла отражение гомосексуальная тема.
Первый получивший широкое признание фильм Фассбиндера рассказывает о жизненной борьбе Ганса: прирожденный неудачник, от которого отказалась его буржуазная семья, брошенный "единственной настоящей любовью", женившийся на неверной жене, обманутый друзьями, ему приходится торговать вразнос фруктами для поддержания жалкого существования. Великолепная смесь черного юмора, мелодрамы и сатиры. Ганс кончает самоубийством, напившись досмерти за обеденным столом, на глазах у пораженной семьи.
Сенсационный и сильно стилизованный рассказ о запутанной паутине желания обладать, садомазохистской страсти и переменчивой ревности трех лесбиянок стал одной из самых противоречивых (и увлекательных) работ Фассбиндера. Единство пространства - шикарно обставленная квартира модельера Петры (Магрит Карстенсен) - и музыка Верди и The Platters концентрируют внимание на все более напряженном и разрушительном соперничестве хозяйки дома и объекта ее страсти, модели Карин (Ханна Шигулла).
Горничная Петры тоже невольно вовлекается в "игру мускулов", которую надо доиграть до конца. Многие лесбиянки сочли этот фильм женоненавистническим, подобно многим другим фильмам, снятым "натуралами" о лесбиянках. Лесбийские группы даже пикетировали показ фильма во время Нью-Йоркского кинофестиваля в 1972 году.
(1972, 124 минуты, Германия)
На фоне баллад Paul Anka и музыки Бетховена Франц (Харри Бер), 19-летний рабочий, влюбляется в 14-летнюю Ханни (Ева Маттс). Но любовь Ханни превращается в борьбу разочарования и предательства в этой мелодраматической подростковой сказке, снятой в северной промышленной Германии. Показ этого фильма, созданного изначально для немецкого телевидения, вызвал большой скандал, подогретый осуждением автора сценария Франца Крёца и жестокостью темы.
Эта мелодрама о поиске женщиной мужчины своей мечты являлась скорее сентиментальной пошловатой сказкой о неудавшейся любви и садомазохизме. Маргит Карстенсен играет главную героиню - эгоистичную и самообольщающуюся состоятельную даму, которая выходит замуж практически за незнакомца, и лишь потом обнаруживает его садистские наклонности, ставшие совершенно очевидными после того, как ее парализовало в результате несчастного случая.
Ф ассбиндер поставил для немецкого телевидения пьесу Ибсена "Кукольный домик". Стилистически выдержанная, эта драма срывает покровы искусственности и сентиментальности и представляет собой холодный взгляд на душный мирок буржуазии прошлого века.
Горькая и радостная история любви одинокой шестидесятилетней уборщицы-немки и молчаливого автомеханика-марокканца вдвое моложе нее. Они ненадолго находят утешение друг в друге, невзирая на протесты семьи, социальное неприятие и расовые предрассудки.
В этой изящной кинопостановке романа Теодора Фонтена, написанного еще в 1895 году, Фассбиндер обратился к теме общественного принуждения. Фильм отличается великолепной операторской работой и впечатляющими декорациями. Эффи (Ханна Шигулла) - живая девушка, которую вынудили выйти замуж за человека много ее старше. Когда вскрывается ее давно забытая любовная связь, она становится беспомощной жертвой его гнева и ревности. Этот фильм зачастую называют лучшей работой режиссера.
Первый фильм Фассбиндера, посвященный гей-тематике, рассказывает драматическую историю о связи и отношениях двух геев из различных социальных слоев. Фокс (в его роли сам Фассбиндер), простой балаганщик, внезапно почувствовал себя богачом, выиграв полмиллиона марок. Вскоре он связывается с Евгением, молодым и богатым авантюристом. Разыгрывается трагедия вечной классовой борьбы и постоянной эксплуатации бедноты и рабочих - в результате махинаций своего буржуазного любовника и его семьи простак Фокс лишается и денег, и самоуважения. "Голубые" персонажи фильма - Фокс, его приятели из бара и моральные банкроты геи "из общества" - все они сложные и нетипичные личности.
(1975, 123 минуты, Германия)
"Первый серьезный, откровенный, но несенсационный фильм о гомосексуальности, который показывают в этой стране"
Нью-Йорк Таймс."Один из лучших фильмов в истории о жизни гомосексуалистов, их страстях и ссорах..."
Лондонская Таймс.
В этом элегантном готическом триллере снималась Анна Карина. На выходных в уединенном замке девушка-инвалид устраивает странную и страшную правдивую игру с тем, чтобы психологически атаковать своих развратых родителей и их любовников. Постоянное движение камеры, роскошная обстановка и музыка и жестокий мелодраматический юмор делают этот фильм типично фассбиндеровским.
Первая комедия Ф ассбиндера - странная, лишенная тонкости и извращенная история о приключениях Вальтера Кранца (Курт Рааб), "революционного" поэта, вообразившего себя поэтом-гомосексуалистом прошлого века Стефаном Георгом. В фильме, снятом в жанре "черной комедии", замечательны персонажи мужеподобной жены Кранца (Ингрид Кавен), умственно отсталого брата, прыщавого поклонника и труппы проституток. Ричард Рауд писал: "Если хотите узнать, о чем думает Ф ассбиндер, вам надо посмотреть этот фильм".
Бригитте Мира великолепно сыграла Мамашу Кустерс, старушку, чья неспешная заурядная жизнь полностью перевернулась, когда ее муж сошел с ума на работе, убил кассира и покончил с собой. Стервятники-журналисты из желтой прессы атакуют и эксплуатируют ее, искажая факты ее жизни в своих статьях, чтобы газеты лучше продавались. Потом гнев Мамаши Кустерс, вызванный осквернением памяти мужа, берут на вооружение третьесортные политики, которые обещают ей воздаяние. Удивительно достоверная игра Миры и непогрешимый циничный взгляд Ф ассбиндера создают впечатляющий трактат о человеческой склонности к эксплуатации.
Созданная изначально как телесериал в двух частях, эта сокращенная версия фильма посвящена 1920-30-м годам в Германии и показывает застенчивого баварского мазохиста-начальника станции (Курт Рааб) и его жену-нимфоманку. Стилизованная драма о том, как двое людей обманывают и лгут друг другу.
Первый из двух англоязычных фильмов Ф ассбиндера (вторым был "Кэрель"), принятая критиками "в штыки" психологическая драма, основанная на сценарии Тома Стоппарда по роману Владимира Набокова - интересная, увлекательная, но совершенно загадочная головоломка. Дирк Богард играет русского эмигранта Германна Германна, фабриканта шоколада в 30-х годах, который пытается сбежать от нацистов, поменявшись местами с двойником из рабочих. Французское название "Ошибка" гораздо лучше отражает шизоидное состояние духа Германна, когда он вынашивает план убить своего двойника, забрать его страховку и сбежать в Швейцарию по документам покойника.
Эта увлекательная драма, смесь исторического эпоса, нетрадиционной комедии и социального кино, принесла Ф ассбиндеру международный успех. Зачаровывает актерская игра Ханны Шигуллы в роли необыкновенной женщины, восставшей из пепла послевоенной Германии, чтобы стать промышленником.
Увлекательный, но пессимистичный рассказ о последнем периоде обреченной жизни транссексуала по имени Эльвира (бывший Эрвин), решившегося на операцию по перемене пола ради богатого и эксцентричного любовника, который его/ее больше не любит. Оставшись в одиночестве, Эльвира ищет поддержки у друзей и бывшей жены, которые отвергают и/или предают ее. Как и в других фильмах, Ф ассбиндер совершенно дезориентирует зрителя спорадической сентиментальностью и подчеркнутой беспристрастностью. Роль Эльвиры, невинной жертвы секса в безнадежных поисках помощи, великолепно сыграл Фолькер Шпенглер.
Можно по-разному относиться к этому фильму Райнера Вернера Фассбиндера, но трудно не согласиться с тем, что истинный художник часто оказывается пророком своей судьбы, предчувствуя скорый исход жизни. Картину "В год тринадцати лун" считают одной из самых личных в творчестве немецкого режиссера. Она создана им в возрасте тридцати трех лет, за четыре года до смерти. Роковой для многих творцов тридцатисемилетний рубеж оказался таковым и для Фассбиндера. Месяц июнь стал точкой отсчета в отчуждении, тотальном одиночестве, ощущении безвыходности и бессмысленности жизни для транссексуального героя ленты "В год тринадцати лун", в результате найденного мертвым в своей квартире. Знаменательно, что июнь был последним месяцем и в судьбе режиссера, который работал и жил на износ, торопился сделать и пережить в отведенный срок как можно больше. За год до смерти он заявлял в интервью, что надеется "жить долго, чтобы снять еще дюжину фильмов, которые представляли бы Германию во всей ее глобальности, такой, как она видится". "В год тринадцати лун" примыкает к тем произведениям в богатой фильмографии Райнера Вернера Фассбиндера, которые рассказывают об изгоях. Они воспринимаются в обществе в качестве ненормальных, патологических личностей, которые поклоняются "богам чумы", вкушают "сатанинское зелье". Но все эти "святые проститутки" женского и мужского рода, равно как иммигранты-рабочие или анархисты и коммунисты, преследуемые за политические убеждения, являются жертвами. Они сталкиваются с нетерпимостью, "кулачным правом свободы", подавлением и уничтожением со стороны властей, общества, толпы, выступающих от имени немецкого народа. Фильм "В год тринадцати лун", будучи неприятным, раздражающим для ряда зрителей, тоже является составной частью в портрете воссозданной режиссером Германии и получил премию на фестивале в Чикаго (1980).
"...гротескный, капризный, сентиментальный и холодный, как лед. Единственное, что его извиняет, это гениальность."
Винсен Кэнби, Нью-Йорк Таймс.
"Мир как воля и идея". Это кодовая фраза - ключ к террористам "третьего поколения", скучающим невротикам-неудачникам, действующим вслепую без каких-либо политических пристрастий или убеждений. Шайка решительных, но непреднамеренно абсурдных партизан состоит из Ханны Шигуллы, Харри Бера и Фолькера Шпенглера. За типично ф ассбиндеровским саркастическим юмором кроется серьезное опасение, что бунт без причины - это продукт пораженного насилием общества. Взрывной триллер, наполненный сардоническим юмором, в нем также снимались Эдди Констинтин и Булле Огир.
Удивительный 15-с-половиной-часовой эпос Ф ассбиндера о Германии после первой мировой войны и зарождении и становлении нацизма в преломлении судьбы простого берлинского рабочего, неумышленно убившего свою девушку и связавшегося после тюрьмы с берлинским "дном". Изначально созданный для немецкого телевидения этот монументальный шедевр Ф ассбиндера основан на романе Альфреда Доблина. В фильме снимались Гюнтер Лампрехт, Элизабет Триссенар, Ханна Шигулла, Бригитте Мира и Барбара Сукова.
Плавно переходя от скромных мелодрам к проработанным многозатратным биографическим фильмам в голливудском стиле, Ф ассбиндер снял "Лили Марлен" - историю о любви певицы кабаре (Ханна Шигулла) и еврейского музыканта (Джанкарло Джаннини) посреди раздираемой войной Германии. Она увековечивает их любовь в объединяющем гимне "Лили Марлен", а он играет важную роль в Движении Сопротивления. Фильм претенциозный, перегруженный деталями и для многих слишком манерный.
Горькая сатира на бездумную жадность и продажность во времена немецкого экономического чуда 1950-х годов. Почтенный строительный инспектор безнадежно влюбляется в Лолу, певичку кабаре и подругу беспринципной городской "шишки".
Этим странным черно-белым фильмом о заходящей кинозвезде, пристрастившейся к морфию и ставшей эмоционально зависимой, Ф ассбиндер отдал должное ленте "Сансет Бульвар" Билли Уилдера. Это завершающая часть трилогии о состоянии Германии в конце и после Второй мировой войны.
Есть определённая перекличка между последними работами Пазолини и Фассбиндера, вышедшими на экран после их трагической смерти. Дело не в том, что в картинах "Сало, или 120 дней Содома" и "Керель" наиболее явно раскрылись гомосексуальные пристрастия авторов. Личные склонности создателей не должны приниматься в расчёт при оценки их произведений. А предметом искусства может быть любая тема, в том числе гомосексуальность, о котором снимали фильмы не одни лишь его приверженцы. Суть сходства названных лент в другом. Обе они - тупиковые, кризисные, безысходные, предрекающие скорую смерть. Крах темы и стиля проявляется и в том, что избранные средства не оправдывают цель: показ и анализ патологического мира превращается в любование им, смакование порока.
Фильм "Керель" поставлен по роману Жана Жене, воплотившего в этой истории и собственные комплексы, и навязчивые идеи.
За телом и душой моряка Кереля (Брэд Дейвис) охотятся капитан (Франко Неро) и владелица борделя (Жанна Моро). Предпочтение же Квереля - это игра в преступление и наказание. Совершив ряд убийств он приговаривает себя к наказанию болью и унижением - под благовидным предлогом отдается хозяину притона Ноно. После этого желанность такого наказания, получаемого в самых опасных ситуациях, начинает руководить всеми поступками и мыслями Кереля.
Реж. Райнер Вернер Фассбиндер, ФРГ-Франция, 1982 г.
"Посмотрел "Кэрель". Ходил под впечатлением целый день. Мне кажется, фильм сделает уйму денег. Молодежи он понравится."
Энди Уорхол в письме Ф ассбиндеру.