На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Девиация реальности
Поправки к закону, регулирующему онлайн-кинотеатры, согласно которым к прокату запретят фильмы, демонстрирующие "сексуальные девиации" (под ними, разумеется, понимают однополую любовь), будут иметь ужасающие последствия, уверен кинокритик Егор Беликов.
Не хочется писать кликушеский текст, но, кажется, наступает все же понемногу конец всему.
О чем речь: сперва пришла новость от "Ведомостей", что Роскомнадзор готовит поправки в закон "Об информации", согласно которым в статьях 10.5 и 10.6 этого закона обязанности владельцев онлайн-видеосервисов и соцсетей предлагается дополнить "запретом на распространение материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и сексуальные девиации". Что за девиации такие? Хочется надеяться, что это только уголовно наказуемые педофилия и эксгибиционизм. Однако, по словам Вячеслава Климова из адвокатского бюро Asterisk, "норма у нас лишь одна - союз мужчины и женщины (часть 3 статьи 1 Семейного кодекса РФ). Поэтому любые иные формы отношений, такие как женская или мужская гомосексуальность, бисексуальность, трансгендерность и так далее, являются недопустимыми". (Тут надо уточнить юридически верный комментарий заявлением о том, что трансгендерность не имеет отношения к ориентации, но понятно, что и государственные регулирующие органы тоже этого не знают и запретят при случае все скопом.) Не осталось никаких надежд на то, что поправки эти в итоге не примут, - опыт жизни в России показывает, что примут и еще как.
Затем в дополнение к этому вышел текст на "Би-би-си" Олеси Герасименко о механизмах самоцензуры в российском кино. Вроде бы и на другую тему, там больше про поддержку оппозиции со стороны актеров, которых потом не пускают в кадр, но, на самом деле, это очень даже неплохое дополнение к той новости. Выходит, что подавляющая часть киноконтента даже в контексте стримингового бума производится в интересах держателей государственных капиталов и они уже преспокойно внедряются в идеологическое содержание того, что снимается, причем даже не в прямые смыслы, о которых рассказывают по сюжету, а также и в косвенные. Если Александра Бортич выступила в поддержку оппозиции, значит, ее больше не снимаем. Почему бы такую практику не распространить, например, на открытых или даже закрытых актеров и режиссеров геев? В условиях государственной цензуры самое страшное, что есть, - это цензура внутренняя. Когда ты (представим себя на месте российского кинопродюсера или сценариста) боишься, что тебе не дадут денег, потому что ты собрался рассказать о чем-то не таком, о чем принято говорить, ты это точно уберешь - или даже не допустишь мысли о том, чтобы пригласить к себе в проект соответствующего и лучше всех подходящего исполнителя.
И как же все это не вовремя. Мы, в смысле - российская киноиндустрия, - кажется, робко, но хоть немного раскрепостились, стали лучше и честнее говорить про темы, которые волнуют молодое поколение. По опросам общественного мнения заметно, что если более старшему поколению свойственна первобытная гомофобия, то среди молодых все уже намного лучше. К примеру, недавний сериал Happy End, как раз вышедший на стриминговом сервисе more.tv. Это, может быть, не совершенная, но значительная работа про устройство вебкам-индустрии, в том числе в России, которая здесь работает на аутсорсе. Об этом мало кто говорит и тем более снимает, и то, как удачно это получилось у онлайн-кинотеатра more.tv, наверняка задело в том числе Роскомнадзор, который ныне постарается все это запретить. Happy End - это был робкий шаг в правильном направлении, но этот шаг может оказаться вполне себе последним. Понятно, что в какой-то момент с таким запретом кино окончательно разойдется со всякой целевой аудиторией и просто не сможет ничего дельного для нее сформулировать.
В этом смысле ужаснее всего даже не то, что мы идем поперек мирового течения. То, что медицина уже давно не считает никакими сексуальными девиациями, Россия вписывает в черный список. Может, никто в кадре не занимается сексом и даже не целуется, но если крамола хотя бы подразумевается, значит, она рано или поздно будет запрещена.
Но зато останутся фильмы из прошлого, которые уже вышли, и ЛГБТ оттуда не вымараешь? А вот и нет, закон в данном случае преспокойно будут применять ретроспективно. Раз сейчас фильм представлен в каталоге онлайн-кинотеатра и это запрещено, следовательно, надо убрать, а то санкции. Но проблема глубже, отсюда и алармизм данной колонки.
Важное лирическое отступление. Однажды автора этих строк, не на правах коллаборациониста, а просто заметного журналиста (не хвастаюсь, просто факт, часто печальный), позвали на закрытую встречу с одним из руководителей профильного комитета Госдумы. На ней все обсуждали, какие бы законопроекты в пользу российской культуры стоило бы внести, что уточнить и так далее. И тогда этот самый автор с большим удивлением столкнулся с тотальной убежденностью законодателя по поводу того, что цензурные ограничения нужны и необходимы - не только самим мандатникам, чтобы выслужиться, но и населению. И возрастные маркировки, и всевозможные запреты - все пойдет в дело. Верхушка власти определенно считает, что имеет право на редактирование пространства художественного допуска, что именно они благодаря тому, что культура - дотационная область российской жизнедеятельности, имеют право заверять план перепланировки данного пространства.
Из слабо аргументированной, но хотя бы патриотически-охранительской политика вымарывания ЛГБТ-повестки отовсюду, откуда только можно, превратилась в системную, безжалостную, обезличенную и абсолютную. Не надо лишний раз проговаривать, что если зритель, пусть даже несовершеннолетний, увидит на экране, как целуются двое мужчин, он из-за этого не станет геем, - это и так понятно. Властей сам по себе этот факт уже давно не волнует, это просто парадигма восприятия реальности. ЛГБТ не о’кей - значит, не о’кей, удаляем. Точно так же, как поддержка оппозиции, - и последствия данного четкого предписания, очень плотно, до щелчка вошедшего в систему ценностей всякого провластного околокультурного функционера, очень четко описаны. Раз уж это текст для сайта "СПИД.ЦЕНТРа", требуется пояснить: в контекст всякого ЛГБТ-кино попадает и, например, кино про эпидемию ВИЧ, поскольку эти тематики по несомненным новейше-историческим причинам неотъемлемы одна от другой.
Наверное, лишний раз не имеет смысла описывать, почему эта вроде бы узкая тема, будучи изъятой из российского кино, так сильно навредит. Во-первых, перед нами одна из самых обсуждаемых, актуальных и одновременно с тем болезненных тем в мировой повестке дня. Таким образом, Россия выпадает из глобального тренда, но это ладно. Во-вторых, кино, конечно, не обязано о чем-то конкретном осведомлять зрителя - например, по поводу того, что геи тоже люди, - но все же, если из столь важного медиума будет изъято ЛГБТ вслед за возможностью иметь оппозиционные политические взгляды, то и в обществе эти темы будут осмыслять куда меньше. В-третьих, данные табу могут вскорости пустить метастазы в системе чиновничьих ценностей, и тогда они аккуратно и молча запретят еще что-нибудь, например информацию об эпидемии ВИЧ, а это уже очень критично. Вот и получается, что все плохо и даже хуже. Беспокоиться об этом стоит уже сейчас, но что делать - неясно, да и особо нечего.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".