Берлинале не порадовал. Как не радует уже несколько лет. В особенности, престижный берлинский фестиваль категории "А" перестал радовать с приходом нового директора Дитриха Косслика.
Влияние нового директора стало ощутимо не сразу, примерно через год. Уволили отборщиков - Ганса Шлегеля, например, бессменного специалиста по восточноевропейскому кино, уволили многих многолетних сотрудников, "ушли" на пенсию Ульриха Грегора - руководителя секции "Форум", постепенно разогнали всю гей-"мафию" в лице многочисленных смазливых мальчиков на билетах аккредитации и в протоколе. Мальчиков заменили безграмотными девочками - некрасивыми и незнающими в достаточной мере английского, международного языка фестиваля.
При Косслике фестиваль остался по-прежнему политизированным и полтикорректным, при этом окончательно растеряв все художественные критерии. Политизированный Берлинале 2007 раздал медведей политизированным фильмам из стран третьего мира и, конечно же, не обошел внимание отечественное немецкое кино, дав "лучшую женскую роль" немецкой актрисе Нине Хосс за образ Йеллы из одноименной весьма посредственной немецкой картины.
Посредственность и предвзятость отборщиков, не принявших в конкурс фильм "Гадкие лебеди" Константина Лопушанского, за который просил сам Михаил Горбачев и жюри, была очевидно. Причем, не только в конкурсной программе, но и во всех остальных секциях - в особенности в геевской "Панораме", "Форуме", "Немецком кино".
Зато "Ретроспектива" - лучшее, что было на фестивале. А фильм Райнера Вернера Фассбиндера "Берлин. Александрплатц" 14 серий и эпилог - лучшее, что было в "Ретроспективе". Фассбиндер не только не сравним ни с кем в современном немецком кино. Его сподвижники Герцог, Тротта, Шлендорф давно уже сдают, и ничего нового не по содержанию, не по форме не делают.
Не порадовала и ЛГБТ-программа "Панорама". "Панорама", как и весь фестиваль, политизирована. Но ее всегда отличала любовь, уважение и трепетное отношение к небюджетным или малобюджетным фильмам. И в этот раз их было в "Панораме" более чем достаточно. Но, увы, отбор определялся не художественными причинами, а исключительно политическими.
Виланд Шпек еще более ангажирован в гей-политику, чем покойный руководитель "Панорамы" - Манфред Зальгебер. Манфред умер 12 лет назад от СПИДа и оставил приемником своего достойного ученика - Виланда. Виланд еще при жизни Манфреда помогал тяжело больному руководителю "Панорамы" - выступал перед публикой и журналистами. Виланд - очень репрезентативен и авантажен, он это знает и позиционирует себя как репрезентативную фигуру.
В своем интервью в связи с 20-летием "Тедди" в 2006 году Виланд рассказывал о возникновении "Панорамы" и гей-лесби приза. "Все началось в 1980 году. Тогда Мориц де Гадельн (экс-директор Берлинале - О. Ж.) передал Манфреду Зальцгеберу руководство "Панорамой", которая тогда называлась "Обзор информации". Манфред создал другую киносцену, и это обстоятельство, в свою очередь, потребовало изменить работу на фестивале. В этом заслуга "Панорамы". Там были представлены фильмы, которые были интересными как новое arthouse-kino. Параллельно с движением за эмансипацию женщин и гомосексуалов росло число фильмов, касающихся обеих тем. По отношению к женской тематике мы, конечно, не были единственными, а что касается фильмов с гомосексуальной тематикой, мы были пионерами, и это не только в Германии, но во всем мире. Когда мы увидели, что эти фильмы привлекают как создателей фильмов, так и теоретиков кино, у нас возникла идея проведения специальных встреч во время Берлинале. Эти встречи проходили в книжном магазине "Принц - железное сердце" (Prinz Eisenherz). Там мы устраивали ночные кафе и показывали фильмы в формате 16 мм и видео, которые не нашли себе места на фестивале, но которые все-таки являлись составной частью этой специальной субкультуры".
Раньше на Берлинале не принимали фильмы 16 мм, как не принимали до недавнего времени и видео. Только поэтому в 1992-1993 годах Манфред не взял в "Панораму" два фильма о геях и лесбиянках, сделанные мною с партнерами в России. Манфред был готов субсидировать перевод видео на пленку, но потеря в качестве была бы очень высока. Первый фильм "Изгои" ("Outcasts") мы снимали на американский формат NTC. Перевод на европейский стандарт PAL сильно ухудшил качество материала. Увы, от этой идеи пришлось отказаться.
Манфред сравнивал наш фильм с первым фильмом немецкого режиссера Розы фон Праунхайм "Это не гомосексуалисты извращены, а общество, в котором они живут" ("Nicht der Homosexuelle ist pervers, sondern die Situation, in der er lebt"), в котором режиссер в 1970 году призывал геев выйти из общественных уборных на улицы. После этого фильма подающий надежды молодой режиссер документального кино подвергся остракизму. Райнер Вернер Фассбиндер, как рассказывает в своих мемуарах один из его друзей, видя пример Розы, боялся, что за гомосексуальную тематику его могут исключить из большого кино и вытеснить на периферию киноискусства. Роза фон Праунхайм одно время был маргиналом в немецком кино, но сейчас уже другие времена. И если Роза больше не в большом кино, то не потому, что он из него исключен за свою яркую гражданскую гомосексуальную позицию.
В этот раз приз "Тедди" за лучшую игровую картину получил азиатский (не то китайский, не то тайваньский) фильм "CI-QUING" ("Spider Lilies") - он о любви, символической и мистичесой. На следующий день после раздачи "плюшевых теддиков" на вечеринке в ангаре Темпельхофа стало известно, что главная награда фестиваля, "Золотой медведь", досталась фильму китайского режиссера Вана Цюаньаня (Wang Quan'an) "Свадьба Туи" ("Tuya's Marriage"). Вот, такой интернациональный, любитель всего азиатского Берлинале.
"Тедди" за лучший документальный фильм получила американская картина "A walk Into The Sea" о сценаристе Данни Уильямсе. Он работал на Уорхоловской "фабрике" и одно время был возлюбленным легендарного Энди Уорхола. Уильямс - джанки и искатель приключений - исчез, никто до сих пор не может его найти.
...Фильм о самом Энди Уорхоле мне понравился из документальных номинантов на "плюшевого теддика" больше всего. И в отличие от российского фильма "Москва. Прайд 06", из 84-х минут которого 60 я скучала, картина Рика Бурнса - 240 минут - смотрелась на одном дыхании.
Приз за лучший короткометражный гей-лесби фильм в этом году не присудили. Хотя отметили специально отличную 50-секундную картину о насилии, в том числе, направленную против насилия над геями.
Проблема насилия в Германии актуальна, хотя в меньшей степени, чем в России. Геев бьют и насилуют на плешке в парке Тиргартен. Там поставлены специальные столбы с кнопками для вызова полиции и курсирую дружиники-добровольцы из гей-отрядов. Роза фон Праунхайм несколько лет назад поднимал перед журналистами тему гомосексуального насилия и охраны плешек. На вопрос одного из журналистов "Может быть, не ходить геям в темные парки, есть кафе, сауны. Темные комнаты, вся сфера сексуальных услуг и культурного досуга" Роза ответил, что плешки и туалеты - часть гей-субкультуры. Это тот самый режиссер, который в 1968-1970 году призывал геев выходить из туалетов на улицы, чтобы бороться за свои гражданские права. Роза любит эпатировать публику. В данном случае он настроил против себя значительную часть гей-коммьюнити. В этом году Роза не успел смонтировать свой новый фильм для Берлинале. Последний раз он представлял на Берлинале картину в 2005 году. Лента вызвала у общественности большие дискуссии - это были "Голубые нацисты" ("Männer, Helden, Schwule Nazis").
Роза много лет собирался снимать фильм о российском ЛГБТ-движении и российских активистах. Даже сделал со мной в 1990 году интервью. Поднял немного материала. Я написала несколько сюжетов для его сценария. Но на этом все закончилось. 17 лет Роза говорит о том, что он будет делать фильм о российском ЛГБТ-движении. Боюсь, это только слова. Но я очень надеюсь, что в следующем году на Берлинале покажут фильм немецкого документалиста Йохена Хика, который он снимал и в Москве в мае 2006 года...