На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Квир, гламур и беженцы
Последний 66 Берлинале был посвящен беженцам. Лозунг фестиваля, "Право на счастье", декларирует право на счастье для всех, но в первую очередь для них: угнетенных, обездоленных, вырвавшихся из пламени войны. И потому решение жюри наградить главным призом фестиваля "Золотой медведь" документальный фильм "Огонь в море" итальянского режиссера Джанфранко Рози - предсказуемо, справедливо и политически взвешенно. Обладатель венецианского "Золотого Льва" документалист Джанфранко Рози полтора года прожил между Европой и Африкой, на острове Лампедуза, ставшем остановкой на пути беженцев-нелегалов.
Джанфранко Рози - обладатель "Золотого медведя"
На Берлинале-2016 собирали пожертвования в пользу беженцев и жертв пыток. Триста человек, в группках по четыре, во главе со своим Вергилием, волонтером из немцев, посещали фильмы и мероприятия Берлинале, посредством современного кино и культурной фестивальной жизни интегрируясь в реальную повседневность Западной Европы. Между тем, им были показаны нужные и политкорректные фильмы о беженцах, о Даеш, о войне и, конечно же, квир-фильмы. Просвещение и малые дела в протестантском обществе всегда приносят свои плоды. А пока восемнадцать из вновь прибывших, свободно владеющих английским языком беженцев, допустили до работы на фестивале. Рядом с членами жюри, включая и председательницу Мерил Стрип, то и дело мелькали ориентальные красивые спортивного сложения молодые мужчины, явно прошедшие военную подготовку. Своей естественностью, как леопарды в зоологическом саду, завораживали, в то же самое время контрастируя с искусственной деланностью гламурных фигур из руководства Берлинале.
Посмотрела документальный фильм (реж. Фентон Бэлли, Ранди Барбэто) об американском гомоэротическом фотохудожнике Роберте Мэпплторпе - "Мэпплторп - Смотри на образы" ("Mapplethorpe: Look at the Pictures"). Мы увидели, что цветок и член на его работах равноизысканы. Что пенис становится под его ласковой камерой безупречным, великолепным. А лепка лица модели равноценна складкам на кожаной куртке. И полюбили всех этих кожаных героев с орудиями пыток из католического ада старых мастеров, сладострастников из фетиш-садо-мазо клуба "Майншафт", которые сродни католическим святым мистикам. И мы узнали, как "грязненькое" под волшебной камерой Мэпплторпа превращается в прекрасное.
Привлек внимание еще один документ в секции "Панорама" - австрийский фильм "Братья ночи" ("Brüder der Nacht", реж. Патрис Чиха). Лирическая драма о "мальчиках с обочины жизни" Пазолини, о болгарских рома, похожих на героев Селина и Жене, в образах юнги в стиле Фассбиндера, среди декораций ночной Вены, в мужском клубе "Рюдигер" с эклектичными лампами в виде арапчат.
Кадр из фильма "Я - Ольга Гепнарова"
Мне хотелось бы остановиться на психологической драме из секции "Панорама" - "Я - Ольга Гепнарова" ("Já, Olga Hepnarová", реж. Томаш Вайнреб и Петр Казда). В основе картины документальная история жизни и смерти Ольги Гепнаровой - последней казненной в Чехословакии женщине. Авторы фильма "делают" героиню лесбиянкой. Лесбиянка - это еще один штрих в портрете героини, ее отличности от других, ее инакости. Но Ольга Гепнарова в исполнении Michalina Olszańska настолько другая, что уже за обочиной душевной болезни, она социопатка и видит себя жертвой, которую травят как отдельные люди, так и общество в целом. И однажды десятым июльским днем тысяча девятьсот семьдесят третьего года она мстит человечеству, находясь за рулем грузовика убивает восемь ожидающих автобуса человек. Страшными кадрами пражской тюрьмы и противоестественного социального акта, казни героини через повешение, авторы фильма выносят приговор репрессивной машине социалистической Чехословакии.
Кадр из фильма "Комплекс ГДР"
По тюремному мемориальному комплексу в Берлине-Хоэншенхаузен сегодня водят экскурсии. Во времена ГДР здесь находился скрытый от людских глаз, и даже невидимый на картах, следственный изолятор Штази; среди экскурсоводов - свидетель преступлений режима - бывший политзэк Марио, он же главный протагонист немецкого документального фильма "Комплекс ГДР" (реж. Йохан Хик). Фильмы "Комплекс ГДР" ("Der Ost-Komplex") и "Я - Ольга Гепнарова" сближает интерес к недавней истории. Более чем через четверть века после падения Берлинской стены авторы фильма из Чехии и режиссер картины из Германии обращаются к социалистическому прошлому. Оба фильма о недавней истории Восточной Европы, оба, по-разному, преломляют историческую память. Марио - не герой антикоммунистического подполья, он обычный гей-"халдей" из ресторана в Аэропорту "Шенефельд", юноша, очарованный капиталистическими ценностями, и еще - влюбленный в немца из Западного Берлина - высокопоставленного государственного чиновника. К нему он и собирается бежать, спасаясь от домогательств вербующей его тайной полиции, для которой двойная жизнь представителя западногерманской политической элиты - лакомый кусок с целью шантажа.
В конкурсной программе порадовал французский фильм режиссера Андре Тешине - кинодрама воспитания "Когда тебе семнадцать", рассказывающая о становлении человеческого достоинства, о первой любви двух отроков. Медленный красивый кинорассказ о пробуждение чувств.
Увы, эти фильмы не были отмечены жюри и обласканы критикой. Приз "Тедди" за лучший игровый фильм получил австрийский "Кот" (реж. Händl Klaus), за лучший документальный - американский "Кики" (Sara Jordenö), специальный приз жюри - чилийский "Ты больше никогда не будешь один" (Alex Anwandter).
В 1987 году главой "Панорамы" (1980-1992) критиком Манфредом Зальцгибером и его помощником режиссером Виландом Шпеком была основана премия "Тедди". В 1990 году официально признанная фестивалем номинация "Тедди" торжественно отметила свою легитимность, состоялось первое официальное празднование. Сегодня номинация "Тедди", престижная часть Берлинале, праздновала свое 30-летие. В рамках номинации репрезентировали предысторию "Тедди", показали ретроспективу квир-фильмов. Среди них была и революционная картина безвременно покинувшей нас в прошлом году бельгийского режиссера и актрисы Шанталь Акерман - "Я, ты, он, она" (1974).
Председатель "Панорамы" Виланд Шпек сказал на торжественной церемонии вручения призов: "Как квир сообщество мы знаем что такое насилие, мы знаем, что такое исход, бег, мы - вечные изгнанники (беженцы)".
Мы все изгнанники, а "Право на счастье" - это наше с вами право! Во всяком случае, наша надежда.
Ольга Жук Фото berlinale.de Февраль 2016 года, Берлин
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".