На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
По следам гей-Берлинале 2012 глазами Ольги Жук
Берлинале больше не доставляет мне особой радости, и это стало уже дурной традицией. Конкурсные игровые ленты 62 Берлинале, за исключением "Всего лишь ветер" (Csak a szеl) венгерского режиссера Бенедека Флагоуфа, вызывали недоумение и скуку. "Всего лишь ветер" - несомненно, лучший фильм конкурсной программы, показывающий один день из семьи рома, завоевал Гран-при жюри "Серебряный медведь". В прошлом году уже случилась подобная история, "Серебряный медведь" - второй по значимости приз фестиваля, скорее поощрительный, чем по-настоящему почетный, был присужден подлинному киношедевру, "Туринской лошади" режиссера из Венгрии Белы Тарра, претендовавшему, по мнению профессионалов и ценителей киноискусства, на главный приз - "Золотого медведя".
В этом году "Золотой медведь" был вручен драме братьев Паоло и Витторио Тавиани "Цезарь должен умереть", весьма посредственному кинопроизведению известных итальянских киномастеров, явно из уважения к их сединам и неореалистическому прошлому.
Вручение премий Teddy
На вечеринке премии Teddy
Виланд Шпек вручает награду Марио Монтес
Несмотря на то что на последнем Берлинале обозначилась новая тенденция к некоторому снижению общего политизированного духа, многие годы определявшего стратегию фестиваля, художественные критерии при формировании программы и выборе победителей не стали основополагающими.
Настоящим событием фестиваля в рамках "Berlinale Special Gala" стал показ новой постсоветской версии "Октября" Сергея Эйзенштейна с реконструированной оригинальной музыкой германского композитора-авангардиста Эдмунда Майзеля. Самой серьезной и интересной секцией на фестивале остается "Ретроспектива". Русские агитационные фильмы "коммунистической фабрики грез" "Межрабпом" пользовались невиданным успехом как у профессиональной, так и у непрофессиональной публики. Среди них кинокартины известных режиссеров Вс. Пудовкина, Б. Барнета, Я. Протазанова, Л. Кулешова, Ю. Желябужского и менее известных: М. Барской, Ф. Проворова, В. Шнейдерова.
Секции "Панорама" и "Форум" представили целый ряд интересных игровых и документальных картин, которые, по счастью, удалось отыскать в общем весьма среднем потоке. Среди них дебют в большом кино австрийского режиссера турецкого происхождения Умута Дага, открывший "Панораму" фильм "Кума". Жизнь турецкой семьи в одной из стран Европейского Союза, Австрии, - тема, близкая германскому зрителю, и на фильм было попасть непросто.
Привлек мое внимание еще один фильм на турецкую тему, но уже аутентичного турецкого режиссера из Турции - Эмина Альпера "За холмом". Это, как и "Кума", дебют в полнометражном кино, удивительный по своей красоте фильм из секции "Форум" продолжает лучшие традиции турецкого кинематографа Йылмаза Гюнея. И он по праву получил приз имени Калигари. Жюри в своем отчете сформулировало свою позицию, назвав фильм "современным турецким вестерном", который "показывает столкновение традиций и современности, города и деревни, добродетели и аморальности, мечты и реальности, имперского Османского прошлого и республиканского будущего, в целом микрокосм современного турецкого общества. И фильм показывает "другое".
Другое, отличное от общепринятого... Хорошо известно, что интерес к другому - отличительная черта Берлинского кинофестиваля. "Anders als die Anderen" ("Не такой, как все") - так назывался первый в истории кино фильм о гомосексуальности, снятый в 1919 году в Германии режиссером Рихардом Освальдом.
Этот фильм по праву вошел в первую гомосексуальную историю кино - книгу "Celluloid Closet" (1981), написанную американским киноисториком, критиком, сценаристом и ЛГБТ-активистом Вито Руссо. С лекцией "Celluloid Closet", иллюстрируемой нарезанными гей-сценами из фильмов, официально не признанных гомосексуальными, он ездил по стране. Умер Вито Руссо в 1990 году от СПИДа, изрядно обескровившего его поколение. Документальная лента Джеффри Шварца "Вито" рассказывает об этой культовой и харизматической фигуре пост-стоунволлского гей-движения.
Немецкий фильм "Детлеф" (реж. Штефан Вестервелле и Жан Ротштейн), как и "Вито", входит в группу фильмов "Панорамы", объединенную "квир памятью". Это кинопортрет Детлефа Стоффела - известного гей-активиста из "провинциального" городка Билефельда в федеральной земле Вестфалии, города, который в конце 70-х -начале 80 гг. являлся, по выражению главы "Панорамы" Виланда Шпека, "очагом гомосексуального движения".
Кинокартина "Детлеф" перекликается не только с "Вито", но и с фильмом о гей-движении в Восточной Германии "Среди мужчин - голубые в ГДР" (реж. Маркус Штейн и Ринго Ресенер). Мне показались очень интересными параллели механизмов репрессий в одной и той же разделенной надвое стране. Герои этой ленты, шесть мужчин, откровенно повествуют о своем социальном и интимном опыте быть геем во времена "реального социализма.
С лентами "Вито" и "Детлеф" в какой-то степени корреспондирует фильм Розы фон Пранхайм "Король комиксов" об известном карикатуристе, авторе скетчей и исполнителе Ральфе Кенеге (в переводе с немецкого "Koenig" - "король"). Герои комиксов Кенега геи, однако темы и сюжеты - универсальны и выходят за пределы гомосексуальной субкультуры. Субкультурная лексика текстов сочетается с высокой философией. Наблюдая за Ральфом Кенегом - исполнителем скетчей, я впервые смеялась над немецким юмором. Кенег на сцене - самоигральный материал, надо постараться, чтобы фильм о нем был скучноват и пошловат. Режиссеру Розе фон Пранхайм это удалось вполне.
Включение в программу "Панорамы" фильма "Вера, любовь и смерть" знаменитого австрийского актера и режиссера Петера Керна звучало многообещающе. После просмотра на прошлогоднем Берлинале кинокартины его друга Розы "Мальчики с вокзала Zoo" о штрихерах (мальчики-проститутки, преимущественно уличные) все с нетерпением ожидали новой встречи с этим блестящим актером. В молодости пухленький красавчик и ангелочек ("Ложное движение" реж. Вим Вендерс, 1975 г.), сегодня тушеобразный монстр на тоненьких ножках, таким он предстал перед зрителем в малопривлекательной роли самого себя - фраера (клиент), в документальном фильме Розы фон Пранхайм. Фильм "Вера, любовь и смерть", рассказывающий о драматических отношениях пожилого сына и глубокой старухи матери, не разочаровал ожиданий зрителя.
ЛГБТ-фильмы обладали поистине геополитическим размахом. Были среди них даже две кинокартины из Индонезии - одна короткометражная, "7 смертных поцелуев", и одна полнометражная документальная "Дети Шриканди".
Катерина Файрфах Райт и Малика Зоухали-Ворралл
Винсент Диеутр
Американский документальный фильм "Называй меня Кучи" (реж. Малика Зоухали-Ворралл и Катерина Файрфах Райт) повествует о трагической истории жизни и смерти африканского ЛГБТ-активиста, первого открытого гея в Уганде Дэвида Като, убитого год назад в своей родной стране. "Тедди" в номинации "лучший документальный фильм" достался, как можно догадаться, именно ему. Поддержка прогрессивного кинематографа - кредо "Панорамы". На церемонии вручения "Тедди", состоявшейся, как и все последние годы, в ангаре Темпельхофа, жюри огласило свою резолюцию, отметив остроту и актуальность рассказанной киноистории, "мужественное поведение героя в повседневной жизни, как пример для подражания", "шокирующее нарушение прав человека", послание кинодокумента как "глобальный призыв к действию".
"Тедди" за лучший игровой фильм получила американская лента с идиоматическим названием "Keep The Lights On" (реж. Ира Закс) - душевная история взаимоотношений двух геев. Один из героев зависим от крэка, одержим всеми сопутствующими этому наркотику страстями, а другой сильно переживает, а учитывая еще его художественную профессию режиссера-документалиста, страдает он вдвойне, заглушая свою боль мастурбацией и сексом по телефону. Персонаж - режиссер-документалист, человек западный, родом из Дании, он, как и положено разумному человеку, старается избежать созависимости, но всегда рад быть вместе с любимым - при условии, что тот будет в "завязке", двери его дома всегда открыты, свет в его окне всегда горит. "Keep the Lights on". Из отчета жюри: "Фильм показывает трудности в построении отношений, которые являет любовь, поддержку и честность в отношениях, поднимает универсальные темы, обладает уникальной широтой видения, ему свойственны острая наблюдательность и кинематографическое мастерство".
В номинации "лучший короткометражный фильм" победил фильм "Лохоро" перуанского режиссера Клаудии Льоса, личности хорошо известной на Берлинском фестивале - в 2009 году она получила награду "Золотой медведь" и премию ФИПРЕССИ за ленту "Молоко скорби". "Лохоро" в Перу называют транссексуалов, героини картины трансгендерная мать-одиночка и ее трансгендерная дочь, подавшаяся на панель. Жюри справедливо отметило как редкий дар мастерство и высокую человечность авторов, выраженную в полной форме в таком коротком метраже.
Призом жюри "Тедди" награждена документальная драма "Жорес" (реж. Винсент Диеутр).
"Специальный приз Тедди" не достается в конкурсном состязании, он выдается заранее за заслуги. В этом году его получили немецкий режиссер Ульрике Оттингер, известная российскому зрителю своим фильмом "Двенадцать стульев", и Марио Монтес - одна из суперзвезд Энди Уорхолла, геевская икона шестидесятых годов.
В лице Виланда Шпека "Панорама" поддержала акцию протеста против петербургского закона о запрете пропаганды мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних...
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".