На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Белый друг
Французский историк искусства Поль Б.Франклин посвятил свою карьеру исследованию творчества известного дадаиста Марселя Дюшана и обнаружил у художника много гомоэротических аллюзий.
"Фонтан"
Про сложное и неоднозначное наследие Дюшана - важного художника времен слома классического представления об искусстве - написано множество работ, но мало кто из искусствоведов позволял себе взглянуть на его творчество со стороны скрытого гомоэротического посыла.
Не то чтобы тема однополой любви была чужда перемешивающимуся движению различных "измов" начала ХХ века. Многие художники, поэты и прочие представители артистической тусовки совершенно открыто и иногда даже грубо выражали собственные сексуальные пристрастия, в том числе, и в своих произведениях.
"Джоконда с усами"
Однако в работах Дюшана до месье Франклина подобных смыслов никто не искал. Конечно, можно было бы заподозрить в его "дамских" фото и в игре с женскими псевдонимами (Розе Селави и т.д.) или в знаменитой "Джоконде с усами" (подпись под которой расшифровывается как "У нее горячо в заднице") не просто дадаистическое хулиганство, суть которого травестийна и отсылает к народной смеховой, низменной культуре. Но Поль Б.Франклин идет менее очевидным путем и выбирает именно "дедушку современного искусства" - кристально белый и непорочный "Фонтан".
Исследователя можно упрекнуть в том, что порой он все-таки слишком углубляется в мир гей-ассоциаций. Но, во-первых, на то оно и искусствоведение, чтобы искать многогранные смыслы, а, во-вторых, в рамках анализа Франклин поднимает очень интересные культурные и исторические пласты.
Итак, все мы помним знаменитую работу Марселя Дюшана - растиражированный "Фонтан", которая представляет из себя стандартный серийный писсуар американского производителя JL Mott Iron Works с подписью "R.Mutt 1917". Этот реди-мейд (готовый арт-объект, взятый прямо из повседневной жизни) должен был быть представлен на выставке Общества независимых художников, но комиссия оказалась против.
Самый первый "фонтан" бесследно исчез: все, что от него осталось, - это карточка известного фотографа Альфреда Стиглица.
Фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем, в качестве фона была выбрана картина Хартли Марсдена "Войны"
Франклин предлагает нам поразмыслить над тем, что такое писсуар, и чем он может быть кроме "пощечины общественному вкусу". Для этого мы углубимся в историю самого предмета. Писсуар редко встречается в уборной частного дома, чаще всего - это сантехническое оборудование общественных туалетов, обеспечить которыми мужчин в разы легче, чем женщин.
Первый уличный сортир появляется в Париже в 1841 году, к 1860-м счет их идет уже на сотни, и тогда же у полиции появляются новые обязанности - вечерние рейды по публичным отхожим местам с целью обнаружения мужской проституции.
Действительно, долгое время не было более популярного места для однополых свиданий, чем общественные туалеты. Маргинальные, не приемлимые обществом, отношения, должны были уходить в маргинальные места. И это, как известно, характерно не только для Франции, но и для всей западной культуры.
Месье Франклин обладает целой коллекций рисунков неизвестного автора 20-х годов, изображающих различные гомоэротичские сцены в сортирах. Что же касается дадаистов, то они достаточно внимательно относились к народной культуре настенных граффити, а мужские туалеты всегда были одним из главных рупоров этого стиля.
В начале ХХ века квир-сообщество еще чаще прибегало к шифрованным посланиям и эвфемизмам, внешне превращающим конкретное сообщение сексуального плана в абсурд, что не могло не нравиться деконструирующим реальность и понятие нормы дадаистам. Например, "викторианские" предложения пойти в чайную и выпить там чаю вполне могли означать оргию с использованием мочи в туалете.
Уходя в сторону, Франклин, например, уверяет что и сюжет с чаем и пирожными "Мадлен" в знаменитой цитате из Марселя Пруста (чья ориентация никогда не была секретом) значит вовсе не чай с пирожными, но оставим это на его совести.
Гораздо более убедительным в пользу социального гей-подтекста в "Фонтане" говорит та самая карточка Альфреда Стиглица. На ней писсуар снят на фоне картины открытого гея художника Марсдена Хартли "Войны", переполненной фаллическими символами и слишком аппетитными крупами лошадей. Таким образом, писсуар превращается как бы в раскрытый анус лошади, в который по своему непосредственному применению как бы "нацелен" член.
Метафору анального секса исследователь подчеркивает и тем фактом, что в своем чемоданчике мини-выставке Дюшан помещает уменьшенную модель "Фонатана" рядом с собственной картиной "Мельница для шоколада", что, по мнению Франклина, на самом деле далеко не мельница и не шоколад.
Искусствовед помимо прочего отсылает нас к Фрейду и его теории нарциссизма, говоря о том, что реди-мейд как самодостаточный объект нарциссичен и тем самым транслирует нам идею мастурбации.
В подписи "R.Mutt" Франклин также находит подтекст: в то время в США были популярны комиксы "Mutt & Jeff" два героя которых были противоположностями друг друга, что в итоге представляли из себя идеальную квир-пару.
Итак, Поль Б. Франклин, выведя нас отсылками (возможно и выдуманными) к реальным фактам, окружающим появления "Фонтана", намекает на то, что на самом деле, это не скрытый подтекст, а такой же открытый контекст, как и изменение общества в целом: техническая революция, мировая война, появление серийного производство - все то, из чего и выросло абсолютно новое другое искусство.
И что реди-мейд (или иначе в терминологии Дюшана "выбранный объект"), такой как серийный писсуар, говорит не только о тиражировании как новом языке уравнивания предметов, но это и способ уравнивания людей: нет разницы предмет ли ты искусства или сантехника, нет разницы гетересексуал ты или гомосексуал. Ведь, если снова вернуться к Зигмунду Фрейду, то никакого специального гомосексуального инстинкта у человека нет, это всегда лишь выбор объекта.
Лора Редер Фото wordpress.com 11 сентября 2015 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".