Накануне первой полной луны тамильского нового года евнухи со всей Индии собираются в маленьком городке Виллупурам, чтобы сыграть спектакль по мотивам истории из индуистских священных книг. В этой постановке евнухи изображают, как они выходят замуж за воина-бога.
Два евнуха, или хиджры, как их здесь называют, сидят за столиком в кафе. Время от времени они опускают длинные, покрытые красным лаком ногти в южно-индийское блюдо из риса, чечевицы и овощей, едят и болтают между собой.
Один худой, другой, наоборот, полный, они одеты как сестры-близняшки - в безупречные коричнево-белые сари. Их волосы украшены тонкими золотыми цепочками.
Другой евнух, на вид лет 35-ти, сел рядом со мной и представился: "Меня зовут Джайалакшми". Потом он широко улыбнулся, показал на другого евнуха, который выглядел постарше и был слегка чем-то раздражен, и добавил: "А это моя мамочка".
Хиджры часто живут тесными сообществами и образуют свои "семейные" кланы, в которых есть "матери", "дочери" и "сестры". Все евнухи считают себя женщинами.
В эти дни (предпоследняя неделя апреля) накануне первой полной луны тамильского нового года они буквально превратили городок Виллупурам в свою колонию. Их можно видеть в магазинах, на балконах гостиниц.
Некоторые владельцы гостиниц не пускают евнухов к себе. В моем отеле меня с подозрением спросили, не жду ли я прихода моих друзей. Но в целом отношения между горожанами и этими сезонными гостями хорошие: царит атмосфера доброго юмора и безобидных шуток.
ПРАЗДНОВАНИЕ ЛЕГЕНДЫВ часе тряской езды мимо пересохших полей сахарного тростника лежит маленькая деревушка Куувагам, Мекка евнухов, в которой находится храм их бога-воина Аравана.
По преданию, племя Аравана должно было принести его в жертву, чтобы выиграть войну. В качестве последнего желания он попросил дать ему возможность жениться и насладиться интимными отношениями с женщиной в последнюю ночь перед смертью.
Чтобы исполнить это желание, бог Кришна на ночь принял женское обличие, а на следующий день стал "вдовой".
На фестивале в деревне Куувагам тысячи евнухов, а также многие обычные юноши из этих мест играют роль невесты. Для хиджр это возможность выйти за пределы своего тесного сообщества и исполнить древний ритуал.
Гостей праздника быстро окружают танцующие евнухи, которые чарующе хлопают в ладоши и поют глубокими сладкими голосами про свадебную ночь, которая им якобы предстоит.
Внутри храма обстановка апокалиптическая: евнухи возбужденно кричат, колокола звонят, священники открывают кокосовые орехи и преподносят их божеству. Воздух насыщен сладкими запахами камфоры и жасмина.
Толпа жаждет встречи с богом. Один из священников обвивает шеи евнухов священной свадебной нитью, что символизирует момент их супружеской жизни с Араваном. После этого хиджры гордо позируют перед камерами.
ГОРДОСТЬ И ЖАЛОСТЬ37-летний Радха из священного для индуистов города Канчипурам сказал мне, что он очень любит этот фестиваль, поскольку на нем он может "выйти замуж". Он сбежал от родителей, когда ему было 12. Своим видом Радха напоминает фигуру из пантомимы. Его совершенно невозможно принять за женщину. Закройте глаза, и его сиплый голос напомнит вам о рикшах в Мадрасе.
Некоторые относятся к хиджрам с жалостью. Радха провел 25 лет в гетто для евнухов в городе, жители которого плохо относились к ним. Чем он и его друзья занимаются сейчас? Мы ходим по магазинам и просим денег, говорит Радха. Работу, если речь не идет о проституции, найти тяжело.
Раджа и его друзья просто хотят, чтобы вы относились к ним как к людям. Он приятно удивлен, что с ним хочет поговорить журналист. Удивлен, потому что жизнь большинства евнухов проходит вдали от семьи и общества.
ВЗАИМНОЕ НЕДОВЕРИЕНесмотря на бытующее мнение, что хиджры приносят счастье молодоженам и новорожденным, многие люди боятся и ненавидят их. Это порождает в евнухах агрессивную вульгарность, и таким образом образуется замкнутый круг.
Однако все чаще и чаще хиджры бросают вызов стереотипам. 24-летний Фамила из Бангалора сделал себе операцию пять лет назад.
У нее тонкие черты лица, и мне кажется, что многие принимают его за женщину. Фамила занял второе место на конкурсе красоты "Мисс Куувагам". На прекрасном английском он рассказал мне, что считает себя феминистом и не любит конкурсы красоты. Однако Фамила решил использовать конкурс для того, чтобы поднять вопрос о правах евнухов.
Он уже работает в качестве лоббиста, защищающего их права. По словам Фамилы, все больше и больше евнухов играют более активную роль в общественной жизни. В центральной Индии некоторые из них занимаются политикой и даже становятся мэрами.
Однако церемония в Куувагаме на следующий день после "свадьбы" пронизана грустью, которую испытывают многие евнухи. Изображение бога-воина проносят по улицам деревни, а затем сжигают. Хиджры снимают свои свадебные нити и надевают белые одежды вдов. Начинаются вопли и причитания, плачь по ушедшему счастью. Так заканчивается фестиваль евнухов, который раз в год дает им возможность забыть о реальной жизни.