11 июня в галерее "Сэм Брук" открылась выставка Константина Батынкова "Абстракцисты и пидарасы". Чтобы понять, кто такие "абстракцисты", и какое отношение имеют к ним "пидарасы", обратимся к истории.
В 1962 году на художественной выставке в Манеже Никита Сергеевич Хрущев ознакомился с творчеством отечественных абстракционистов. Новое искусство генсек рецензировал следующим образом: трижды повторил слово "говно", после чего именовал художников "абстракцистами и пидарасами", мгновенно прославив тем самым и авторов, и стиль.
Нынче из прославленных Хрущевым "абстракцистов" и иже с ними с трудом вспомнят двух-трех, да и то в весьма узком кругу собратьев по цеху. Московский художник Константин Батынков, размышляя над таким положением вещей, создал серию графических работ, посвященных забытым ныне участникам той выставки. Более 40 эпизодов из жизни "абстракцистов и пидарасов" можно будет увидеть и внимательно изучить на одноименной выставке, которая открылась 11 июня в галерее "Сэм Брук" в Музее В. Высоцкого.
- Живут художники, пишут, щеки надувают, мол, "я - художник", а потом все это уходит в никуда, в безвестность. И в жизни глобально ничего не меняется. Это печально, - говорит художник Батынков. - И я просто постарался деликатно об этом вспомнить.
Нарисованные тушью на бумаге батынковские персонажи выглядят трогательно, немного иронично и очень живо: "Пидарасы навещают абстракцистов в больнице", "Пидарасы и абстракцисты читают самиздат", "Пидарасы провожают абстракциста в эмиграцию", "Хрущев знакомит пидарасов и абстракцистов". Получается своего рода игра в человечков, которые от картинки к картинке начинают существовать совершенно самостоятельно в собственном, нарисованном пространстве-времени, куда зрителю и предлагается заглянуть.
Несмотря на невеселое настроение автора, сама выставка уныния не внушает. Как раз напротив: созерцание вполне правдоподобных эпизодов из жизни подпольной богемы 60-х у зрителей вызывает умиротворение. Вероятно, потому, что нарисованы эти эпизоды с нарочитой несерьезностью.